Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Секреты “вечно молодых” революций

Молодежный протест часто списывают на проявление «трудного возраста». Отрицание прописных истин легко укладываются в психологию подростка. Обостренное чувство справедливости — не что иное, как желание переписать мир по своим правилам, установить собственные законы. Выходя в новую жизнь, юная личность подвержена не только страхам и комплексам при встрече с неизведанным, но, прежде всего, формированием собственного «комфорта», зачастую попадая под влияние неверных суждений и идей.

Наблюдая со стороны за родителями, порой удивляешься неадекватности их восприятия молодежи. Люди старшего поколения будто повзрослели, миновав подростковый период, пору юношества и становления. Читая нотации своим отпрыскам о культуре поведения и образе жизни, эти горе-родители забыли как слушали запрещенный The Beatles и Pink Floyd, таскали затертые джинсы Wrangler и курили в подворотне Marlboro, бренча до утра серенады на гитаре, тем самым, нарушая покой мирных граждан.

Юность взрывоопасна обостренным чувством справедливости, зрелость осторожна «на поворотах». Юность доверчива, бескорыстна и категорична в оценках, зрелость взвешивает на весах опыта все «за» и «против». Юность не признает полутонов (все или ничего!), зрелость знает, что истина где-то посередине.

В протесте юного бунтующего сердца много святой наивности и практически нет расчета. Холодный расчет, прагматизм приходят много позже, с опытом, с седыми висками, под давлением судьбы.
Во все времена молодежь называли бунтующим поколением. Наверное, первый бунтарь появился с первым студентом. Значит, в V веке н. э. в Египте, в Александрийском университете. А в Европе – без малого тысячу лет назад, с открытием в Болонье в 1088 году Университета грамматики, риторики и логики.

Уинстон Черчиль, как то заметил: «Кто в молодости не был радикалом – у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором – у того нет ума». Быть неудовлетворенным тем, какие нормы разработали взрослые, — нормальное состояние молодого человека, эдакая подростковая самонадеянность, желание быть самостоятельным и делать всё наперекор. Любые молодежные движения — это протест против существующего положения вещей.

Хиппи и были представителями такого протестного движения, одним из аспектов которого стала сексуальная революция. Подавляющее большинство тех, кто увлекался андеграундом, в итоге выросло и на новом уровне вернулось в традиционные человеческие отношения. Взять то же движение хиппи, проповедовавших свободную любовь или свободное употребление психоактивных веществ. Со временем эти люди обзавелись семьями, остепенились, стали традиционалистами, но следом за ними уже идут новые поколения, которые будут разрушать устои «стариков».

Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии КГМУ Владимир Менделевич в интервью «БеzФормата» отметил:

«Бунтарство — прерогатива юных. Бунтарей среди них большинство, потому что только в молодости проявляется бунтарство. Есть же и такие, кто сразу занимает позицию консерватора-традиционалиста и пытается встроиться во взрослый мир — эдакий условный комсомолец. Это младший брат условного коммуниста, человек, который помогает старшим в построении, с их точки зрения, справедливого мира — и в то же время строит карьеру, идет к высотам».

В 2022 году будет уже 54 годовщина со знаменитых студенческих протестов во Франции в мае 1968 года, когда студенты гуманитарных факультетов Сорбонны массово протестовали против сложившейся социально-политической системы страны. Интересно, что студенческие волнения в этот же период проходили в США, Германии, Великобритании, Японии и даже Индии. Многие лидеры тех протестов вскоре стали респектабельными политиками и известными философами, которые сыграли очень важную роль в развитии своих стран.

И это очень хорошо отражает то, что протест выполняет важную функцию вовлечения недовольных людей в процесс принятия политических решений. Через двадцать лет после событий во Франции начали распадаться социалистические системы, где акции протеста сыграли ключевую роль.
Сегодня тематика протеста довольно часто привлекает внимание многих учёных и общественных деятелей. И это совершенно логично, ведь за последнее время количество протестных акций только увеличивается и они приобретают новые формы, идеологическое наполнение и содержание. Протесты в Гонконге, акции жёлтых жилетов во Франции, протесты в Венесуэле, Иране, Индии и России, Белоруссии, Киргизии и Казахстане – это только малая часть тех процессов, которые происходили за последние годы. Всё это говорит о необходимости дальнейшего теоретического осмысления и практического анализа произошедших и происходящих событий.

В 1960-е гг. в ведущих странах мира среди молодёжи стали распространяться сомнения в действительности и адекватности институтов либеральной демократии, а также капитализма как хозяйственной системы. Симптомы кризисного сознания особенно наглядно проявились в молодёжной среде.

1960-е гг. стали переломными для Запада. В это время углубился разрыв между поколениями. Старое поколение, некогда пережившее войну, постепенно привыкало к социальным благам, которые им обеспечило «государство всеобщего благоденствия». Молодёжь же, напротив, не желала жить сытой и спокойной жизнью и настойчиво искала своё предназначение. Похожие чувства бурлили в головах молодых людей и на востоке Европы, о чём свидетельствовали события в Польше и Чехословакии.

Лозунги молодёжи 1960-х гг.: «Запрещено запрещать!», «Будьте реалистами — требуйте невозможного!», «Социализм без свободы — это барак!», «Вся власть воображению!», «Беги, товарищ, старый мир у тебя за спиной.», «Каждый сам себе диверсия!», «Революция невероятна, ибо она истинна!»

В разных странах поводы для выступлений могли быть самые разные. Так, в США они во многом были спровоцированы притеснением чернокожих и войной во Вьетнаме. Протесты привели к тому, что молодые люди заняли здания Нью-Йоркского Колумбийского университета, Университета Беркли, а также к беспорядкам в Чикагском университете во время съезда Республиканской партии, который собрался по поводу выдвижения кандидатуры в президенты США.

Студенчество в количественном отношении к периоду после Второй мировой войны превратилось в весьма значительную часть общества. Ускорившийся рост числа профессий требовал много специалистов со средним и высшим образованием.

До Второй мировой войны даже в Германии, во Франции и в Великобритании число студентов университетов не превышало 150 тыс. (0,1 % их населения). К концу 1960-х гг. число студентов в этих странах исчислялось миллионами. Стало обычным явлением, когда до 20 % молодых людей и девушек в возрасте от 20 до 24 лет получали систематическое образование.

Для студентов-«революционеров» 1968 года главное заключалось не в том, чего собираются достичь обычные революционеры. Студенты стремились к личному и социальному освобождению. При этом самыми очевидными способами расшатать основы государства, родительскую власть, законы и обычаи, по мнению части молодёжи того времени, были секс и наркотики, употребление которых считалось незаконным, а также рок-музыка, которую старшее поколение не принимало.

Внешне протест молодого поколения против буржуазного общества вылился в демонстративное отвержение старой культуры. С 1960-х гг. молодёжь начала склоняться к рок-музыке, тяготея не столько к самой музыке, сколько к чувству новой культурной общности. Отчасти эта экспансия рок-культуры в молодёжной среде была связана с уменьшением влияния тех институтов, которые традиционно воздействовали не только на молодёжь, но и на общество в целом.

Проблема поколений

Среди рабочих студенческие волнения 1968 г. после 20 лет беспрецедентных улучшений жизни всех слоёв населения вызвали слабую реакцию (за исключением Франции и Италии). Бурное развитие экономики, отсутствие безработицы в период «государства благоденствия» полностью изменили жизнь рабочего класса в развитых странах. Домашняя жизнь рабочих и представителей среднего класса в целом становилась всё более обособленной: телевидение сделало необязательным посещение футбольных матчей, телефон исключил привычку общаться с друзьями непосредственно. Студенты, напротив, в силу того, что ежедневно собирались на занятия, общались между собой больше, и их легче было организовать.

«Революция 1968 г.», как её назвали современники, стала протестом молодёжи против ценностей старшего поколения. Вследствие интенсивности развития общества в 1960-е гг. пропасть, разделявшая поколения, значительно углубилась.

Тинэйджеры, выросшие в эпоху благополучия и не знавшие лишений военных лет, не могли перенять опыт своих родителей, переживших ужасное время. В свою очередь, старшее поколение не хотело понимать молодых, для которых работа не являлась гарантией благополучия. Молодое поколение выросло в период, когда работу можно было получить в любое время и бросить, если вдруг захотелось просто отдохнуть, попутешествовать с друзьями. Иными словами, большинство участников движения 1968 г. начало со «свободы от» и не перешло к единственно верной формуле «свобода для».

Студенческие мятежи прокатились по всей Западной Европе и Северной Америке, протесты имели место в Турции, Египте, Мексике, Бразилии, в странах социалистического лагеря: Польше и Югославии. Наибольшее внимание в мире привлёк «революционный парижский май 1968 г.». Французские студенты вступали в активное противостояние с полицией. На улицах Парижа устраивались баррикады, поджигались автомобили. Полиция, применив силу, вытеснила студентов из центра города. Но тогда по призыву профсоюзов и коммунистов на улицы вышли 600 тыс. рабочих. Около 10 млн французов по всей стране прекратили работу.

«Революция» 1968-го оказалась весьма непродолжительной, но она оставила после себя постоянно обновляющуюся молодёжную субкультуру, различные формы которой можно наблюдать и в наше время. Несмотря на внешнюю безалаберность и бесцельность, студенческие волнения оказались неожиданно действенными, особенно во Франции и «жаркой осенью» 1969 г. в Италии, где в беспорядках приняли участие и массы рабочих, что на время парализовало экономику. Конечно, революциями в настоящем смысле слова эти волнения назвать нельзя. Студенты не интересовались свержением правительства или захватом власти. Впрочем, студенческие волнения заставили президента США Л. Джонсона не баллотироваться на следующий срок.

Кумир Франции, символ Сопротивления, ветеран двух мировых войн, талантливый генерал и политик, основатель Пятой республики, при нем была принята новая Конституция, усиливающая власть президента… Все это Шарль де Голль. Но даже такого колосса смыла волна протеста, зародившаяся, между прочим, в молодежной, студенческой среде. К власти пришли другие силы.

Япония во власти революционной бури

Даже Японию захлестнула в ту пору волна студенческих протестов. Благополучную, возрождающуюся через чудеса технологического прогресса Японию! Причин для протеста у японской молодежи накопилось много. Студенты протестовали против размещения военных баз США на территории своей страны (с военных аэродромов американские самолеты вылетали бомбить Вьетнам), против коррупции властей, против реформы образования… Словом, накипело у японских студентов. Да как!

Вот цитата из газеты Japan Times от 19 января 1968 года: «Радикальные студенты спрятались в зале Токийского университета Yasuda Auditorium и выдерживали 10-часовую осаду со стороны полицейского спецназа. 8500 полицейских окружили университетский городок. Студенты с крыши зрительного зала швыряли в них коктейли Молотова, бутылки с кислотой, куски бетонных плит».

Было арестовано более 370 студентов. Бунтари держали оборону целую неделю. Протестная акция студентов Токийского университета длилась около полугода, пишет https://ug.ru/.

«Резня в Тлателолько»

Мирная студенческая демонстрация в Мехико закончилась кровавой бойней, вошедшей в историю как «резня в Тлателолько». Студенты были недовольны курсом реформ президента Диаса Ордаса и огромными затратами на организацию Олимпиады в Мехико.

«Резня в Тлателолько» произошла за десять дней до открытия Игр-68. По официальным данным, погибли 30 юношей и девушек. Независимые источники сообщили о более чем 300 убитых.
Вторая цифра более реальна. Во-первых, потому что полицейские подразделения и переодетые в гражданское агенты спецслужб стреляли по толпе как минимум из десяти тысяч человек. Во-вторых, избранный президент Мексики Андрес Мануэль Обрадор на одном из памятных митингов, посвященных траурной дате, поклялся перед страной, что, пока он у власти, вооруженные силы никогда не будут брошены на подавление мирных демонстраций, использоваться против народа.

Бунтари в Европе

Впервые, возникшие в Европе, студенческие протестные движения ставили своими целями с одной стороны улучшение условий жизни, с другой – стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия. Основанное в начале XIX в. в Германии студенческое объединение положило начало множеству впоследствии созданных студенческих объединений с активной гражданской позицией разного социального и политического толка.
Студенческие движения Великобритании, первоначально представленные советами студентов, отстаивающие их интересы, позднее переросли в союзы, в том числе включенные в состав национальных, цели которых трансформировались из неполитических и нерелигиозных в активное соучастие и оппонирование политическим структурам.

Противоречивые США

Протестные движения американской молодежи 1970-х гг. были представлены двумя противоположными течениями: политическим и аполитичным, где политическое направление состояло из так называемого левого студенчества; а аполитичное было сформировано субкультурными течениями (в т. ч. хиппи). Считается, что последующий спад протестных настроений американской молодежи был обусловлен включением элементов молодежного протеста в атрибуты массовой культуры, а также «перерастанием» поколений.

В крупнейшей в США студенческой забастовке в мае – июне 1970 года приняли участие более четырех миллионов учащихся университетов и колледжей. Это был ответ властям и полиции на убийство четырех студентов Кентского (штат Огайо) университета. Студенты протестовали против вторжения американских войск в Камбоджу.

Ричард Никсон шел в президенты с обещанием завершить войну во Вьетнаме, но не выполнил его. Студенты Кентского университета в отместку сожгли здание, где готовили офицеров запаса. Университет блокировали кавалерия и пехотинцы. Студентка Эллис Краузе со словами: «Цветы лучше пуль» протянула солдату ветку сирени. Гвардеец в знак миролюбия вставил цветок в дуло винтовки, но подошедший офицер смял сирень и растоптал сапогом. Мирного диалога не получилось.

Губернатор штата назвал протестующих человеческими отбросами Америки и приказал любыми средствами разогнать митингующих. Студенты не испугались угроз. В полицию полетели камни. Те в ответ открыли огонь. В результате погибли четыре студента. Среди них и Эллис Краузе, дарившая солдату сирень. Еще девять студентов были тяжело ранены.

Евгений Евтушенко посвятил Эллис Краузе стихи. В них есть такие строки:
Это было чистейших надежд выражение,
В миг, когда, беззащитна, как совести тоненький пульс,
Ты вложила цветок
В держимордово дуло ружейное
И сказала: «Цветы лучше пуль».

Китайские студенты против!

Наконец, нельзя не вспомнить кровавые события на площади Тяньаньмэнь в Пекине 19 мая 1989 года. Студенты 67 пекинских университетов вместе с Независимой ассоциацией пекинских рабочих пытались установить в Китае демократический строй. Обвиняли правительство в коррупции, инфляции, безработице, власти – в тоталитарных методах управления.

Протестующие более месяца не покидали палаточный лагерь, разбитый в центре Пекина. Китайский майдан был жестоко подавлен. Официально было объявлено о 242 погибших и 7000 раненых. The New York Times со ссылкой на дипломатический источник сообщала, что погибших среди гражданского населения не менее 1000 человек.

Участников протеста признали врагами народа и террористами. Многих арестовали и удерживали за решеткой без суда и следствия. По оценкам неправительственной организации «Международная амнистия», казнили не менее 1000 человек. Большинство казненных – студенты…

Революции нового тысячелетия в США

Новую волну протестного движения в США в XXI в. связывают с выходом на авансцену общественно-политической жизни поколения миллениалов, родившихся в конце 1980-х – 1990-е гг., чье взросление прошло под влиянием распространения цифровых технологий, Интернета, социальных сетей . Особую остроту общественное противостояние приобрело после финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., когда протест стал нарастать как на крайне правом, так и крайне левом флангах политического поля. В то же время внутри каждого из лагерей протестные объединения могут быть подразделены по целям, которые они преследуют, методам и преимущественной социальной базе.

Левый протестный фланг в 2010-х гг. представляли:
1) антикапиталистическое и антиэлитистское движение «Оккупай Уолл Стрит» (Occupy Wall Street);
2) «дримеры» (Dreamers) — защитники прав иммигрантов, в том числе нелегальных;
3) отстаивающее интересы афроамериканского населения движение Black Lives Matter;
4) студенческое движение против сексуального насилия.

В целом в установках данных течений американского протестного движения прослеживается преемственность с требованиями протестующих 1960-х гг. и идеологией «новых левых» и «новых правых». Однако нарастающие социально-экономическое неблагополучие низших и средних слоев населения, политическая и культурная поляризация, проводимая на протяжении долгого времени политика идентичности способствовали тому, что в сравнении с идеями «шестидестяников» требования протестующих последних лет сдвинулись еще дальше от центра и стали более радикальными.

Социальную базу протеста «справа» после кризиса 2008–2009 гг. составили представители так называемой «работающей Америки» — белые американцы с невысоким достатком, зачастую, обладающие средним уровнем образования, «синие воротнички», мелкие и средние бизнесмены, которые проживают в так называемом ржавом поясе США, провинциальных городах, сельской местности.

Основными мотивами для протеста этих граждан стало ухудшение экономического положения, усиление государственного регулирования социальной и экономической сфер, рост федерального долга, упадок общественной морали, отход от традиционных и семейных ценностей, проблемы легализации абортов, наркотиков и иммиграции, рост преступности.

В состав левого протестного движения вошли преимущественно представители расово-этнических и сексуальных меньшинств, иммигранты в первом поколении и их дети, студенческая молодежь университетских кампусов, феминистские группы, радикально настроенная интеллигенция, выпускники вузов, оказавшиеся невостребованными на рынке труда в кризисное время.

Среди ключевых требований протестующих из левого лагеря значились идеи перераспределения национального богатства, реформы государства всеобщего благосостояния, высшего образования и здравоохранения, увеличения количества рабочих мест, расширения прав меньшинств, иммигрантов, демократизации политики, защиты окружающей среды и прав животных, права на аборт.

Протестное движение, являющееся важным компонентом политической культуры США, по всей видимости, продолжит расширять свое влияние на различные стороны жизни американского общества. На его развитие будут оказывать влияние фундаментальные экономические, социальные, политические, международные факторы, которые кроются в последствиях глобализации, технологической революции, отраслевых дисбалансах, перестройке рынка труда, повышении конкуренции между странами и ослаблении мирового лидерства США. В то же время новая протестная волна, набирающая силу после кризиса 2008–2009 годов, носит более радикальный характер в своих требованиях и методах борьбы, чем протесты левых активистов 1960-х гг.

Протестующие подвергают критике глубинные основы американского общества: деятельность отцов-основателей и героев Гражданской войны, исторические достижения, рыночный капитализм, партийно-политическую систему, социальную стратификацию, систему государства всеобщего благосостояния, лидирующую роль США в мире, глобализацию.

Подобный социокультурный раскол выглядит особенно тревожно, поскольку для Соединенных Штатов на протяжении всей истории ключевым фактором, цементирующим общество, выступали ценности, общие для всех и всеми одобряемые. Нарастающее протестное движение может серьезным образом сказаться на ходе предвыборной кампании и политическом процессе, однако вряд ли оно в корне изменит существующую в США общественную модель. Радикальные выступления будут способствовать дальнейшему усилению политической поляризации, нарастанию конфликтности и снижению возможности проведения консенсусной политики, что в целом будет затруднять выработку эффективных внутри- и внешнеполитических решений. Источник

Студенческие движения в России

Студенческое движение в России XIX — начала ХХ в. характеризовалось активной общественно-политической позицией. Цели студенческого движения трансформировались из исключительно академических в политические и составили важную часть сил, боровшихся за свержение царского самодержавия.

В современной России протестные движения молодежи оцениваются по-разному. Протест как форма социальной активности является способом самовыражения молодежи и средством воздействия на власть. По характеру молодежного протеста можно судить о социальных проблемах и об уровне зрелости гражданского общества, его способности отстаивать свои интересы перед политическими институтами государства. Поэтому объективные условия и субъективные факторы, а также причины
и следствия нарастания протестных настроений в молодежной среде в последние годы стали предметом научного исследования

Подрастающее поколение, обладая высоким конфликтным потенциалом, часто выражает готовность к радикальным действиям, в основе которой лежит не потребность борьбы с властью, а эмоциональное восприятие некоторых негативных событий и явлений действительности как образа несправедливости.

Такой образ умело создается конкретными средствами массовой информации (СМИ). Сегодня можно говорить о появлении так называемой протестной журналистики — нового направления, специфика которого основана на формировании заведомо негативного облика власти.

В интересах активизации общественного протеста допустима и оправдана определенная дезинформация, направленная на создание негативного облика российской власти. Эта акция финансируется США в рамках закона от 2 августа 2017 г. H.R. 3364 «О противодействии противникам Америки посредством санкций» и целью ее является формирование социальной базы «бархатных революций» — молодых людей в возрасте 20—35 лет.

Лидеры российской несистемной оппозиции, ее кураторы и спонсоры стремятся использовать потенциал любых молодежных объединений, даже экстремистской направленности (скинхеды, футбольные фанаты, «Актив красной молодежи» и др.), в целях дестабилизации социально-политической обстановки в стране. Как показывает история протестных акций последних лет, средний возраст их участников — от 15 лет до 25 лет.

Это, главным образом, старшеклассники и студенты, система ценностей, взглядов и убеждений которых еще не сформировалась, вследствие недостаточного жизненного опыта. Например, круг сторонников радикального политического протеста регулярно пополняют представители неформальных движений, феминистки, различные группы общественно-политического движения сексуальных и гендерных меньшинств (ЛГБТ) и другие.

Оппозиционные СМИ и каналы массовых коммуникаций активно формируют взгляды этой возрастной группы, создавая популярный в молодежной среде образ «борца с системой» (под системой подразумеваются институты: школа, семья, органы власти).

Анализ показывает, что организаторов молодежного протеста мало интересует его идейная направленность. Привлекаются участники правозащитных, левоэкстремистских, праворадикальных и других политических движений с целью ослабить политическую систему государства, дискредитировать власть. Для достижения этой цели применяются следующие методы: контроль над горизонтальным взаимодействием оппозиционных групп, управление их активностью, использование потенциала социальной неудовлетворенности — условиями жизни и общественными отношениями, экономическими трудностями, экологической политикой — для создания соответствующих протестных настроений внутри страны и за ее пределами.

Такого рода управление молодежной аудиторией вызывает закономерное противодействие не только со стороны органов власти и силовых структур, но и в среде ведущих государственных СМИ и независимых информационных ресурсов. Известные журналисты и телеведущие, опираясь на экспертные мнения крупных политиков, ученых и деятелей культуры, стремятся показать деструктивный характер молодежного протеста, корыстную деятельность его организаторов и факты финансирования оппозиционных акций иностранными фондами.

С самого начала возникновения молодежных протестов в России перед официальными СМИ стояла задача перехватить информационную инициативу, представить молодых активистов как радикалов-фанатиков, экстремистов, не имеющих никакой поддержки в обществе, а организаторов массовых движений — как людей, выполняющих заказ заинтересованных политических сил.

Государственные СМИ всегда преуменьшают масштаб протеста против власти, однако стремятся разрушить авторитет лидеров и дестабилизировать таким образом протестное движение. Редким исключением являются отдельные российские СМИ, частично финансируемые государством, которые не только не порицают деструктивных действий организаторов несанкционированных митингов, но и открыто поддерживают и пропагандируют их незаконную деятельность, вплоть до героизации лидеров молодежного протеста.

При такой поддержке влиятельных информационных ресурсов закономерен рост антисистемных настроений в молодежной среде, открытые призывы к смене власти, сопротивление ее силовым структурам. Отсутствие противодействия со стороны органов государственной власти подрывным по сути акциям антироссийских СМИ различного уровня ведет к угрозе «переформатирования» сознания молодежи: «я люблю свою страну, но ненавижу государство».

Информационные ресурсы периодически подпитывают и наполняют конфликт новым содержанием, искусно используя максимализм молодых людей, их тягу к социальной справедливости. Социальные сети переполнены подлинной и фейковой информацией о коррупции в рядах чиновников, злоупотреблении служебным положением, несовершенстве российской экономики и пенсионной системы.

Негативную оценку на молодежных форумах получают: состояние российских дорог, качество товаров отечественного производства, уровень жизни граждан, эффективность политических институтов и т. д.

На современном этапе в политике России нет эффективных информационных механизмов, способных направить социальную энергию молодежи в позитивное русло, как это практиковалось в СССР, «во благо государственного строительства»

Прописанный в Конституции РФ (ст. 13) запрет: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», — был воспринят чиновниками буквально, что обусловило бездействие власти в этом принципиальном вопросе. Инициативу быстро перехватили политические силы — как внутри страны, так и за ее пределами. Сегодня с помощью подконтрольных СМИ они изменяют восприятие действительности у подрастающего поколения, активизируют в общественном пространстве комплекс противоречий, используя их как мотивацию к акциям протеста.

В завершение обобщим причины конфликта власти и молодежи. Это, прежде всего, нагнетание посредством некоторых СМИ негативных настроений по ряду нерешенных социальных проблем, критика заявлений государственных лидеров, искажение фактов общественной жизни со стороны противников власти.

Результаты изучения общественного мнения говорят о том, что протестные настроения в представлении общества сегодня незначительны. По мнению россиян, основной причиной акций протеста последних лет было недовольство властью (так считали 17% опрошенных). Вместе с тем три четверти опрошенных были убеждены, что организаторам и участникам митингов не удалось ничего добиться. Половина россиян (48%) придерживались точки зрения, что волна протестного настроения спала и его возобновления пока не предвидится. Однако события 2012 г. показали, что протестные настроения могут резко возрасти в конкретной ситуации (феномен Болотной площади и т. д.).
Обзор подготовил: Александр Тонин

Обзор подготовлен с использованием материалов из открытых источников

Фото: maxpark.com

Поделиться в сетях: