Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опубликовано в категории Русский балет и опера

«Русские сезоны» Сергея Павловича Дягилева — русские артисты покоряют Европу

Сергея Павловича Дягилева сегодня назвали бы продюсером. В то время людей его профессии называли антрепренёрами. Дягилев любил искусство, но сам не имел никакого яркого таланта. Зато он имел большие организаторские способности, умел распознавать талант с первого взгляда. Еще одна важная черта характера Сергея Павловича заключалась в том, что он был чрезвычайно смелым в плане демонстрации всего новаторского и провокационного. Дягилев внес выдающийся вклад в развитие русского искусства, в особенности балета. Благодаря ему в Европе многие открыли для себя русскую культуру, влияние которой очень сильно на Западе до сих пор.

Русские сезоны начались в 1907 году в Париже
. На сцене Гранд-Опера выступали Шаляпин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов и другие крупные музыканты. Концерты вызвали восхищенные отзывы. В 1908 году Дягилев привез в Париж оперу «Борис Годунов».
В 1909 году Сергей Павлович отдал предпочтение балету. В гастрольную труппу вошли Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Ида Рубенштейн и другие. С этого года в течение нескольких лет Дягилев постоянно ставил на сцене европейских театров мировые премьеры с участием звезд русского балета. «Русский балет Дягилева» увидели в Монако, Англии, США, Австрии, Германии, Италии.
Спектакли дягилевской труппы представляли собой синтез музыки, пения, танца, живописи. Дягилев постоянно сотрудничал с композитором И. Ф. Стравинским. Декорации, афиши, эскизы костюмов для спектаклей рисовали такие выдающиеся художники как Рерих, Головин, Судейкин, Серов, Добужинский, Ларионов, Гончарова, Бакст. Это были настоящие произведения художественного искусства.

В Европе, не обремененные влиянием корифеев отечественного искусства и не столь зависимые от мнения критиков, молодые артисты ставили зачастую отчаянные эксперименты. Например, 8-минутный балет в исполнении Нежинского «Послеполуденный отдых фавна» в Париже посчитали непристойным, а в Лондоне приняли с восторгом. Вацлав Фомич Нижинский стал открытием Русских сезонов, первым премьером русского балета с начала XIX века. Говорили, что этот танцор преодолел силу земного притяжения, зависая в прыжке над сценой на несколько секунд.

Благодаря Дягилеву классический балет поднялся на новый уровень, стал доступнее для широкой публики, интереснее, ярче, выразительнее, получил современное звучание. Синтез русского и европейского искусства в балете стал традиционным для отечественных постановщиков. Начиная с «Русских сезонов» Дягилева и до сих пор в Европе любят и ценят русский балет, равного которому нет в мире.