Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Реформа правоохранительной системы. Уроки пандемии COVID-19

Правоохранительная система – один из ключевых государственных институтов, наряду с образованием и здравоохранением. Полиция в системе правоохранительных органов занимает важнейшее место. Это первичное звено в деле предотвращения и расследования преступлений. Полицейские защищают жизнь и здоровье граждан, обеспечивают соблюдение их конституционных прав и свобод, следят за общественным порядком. То, как население оценивает работу полиции, показывает уровень благополучия в обществе.

Доверяют ли россияне полицейским?

Ежегодно в ноябре ВЦИОМ проводит исследование,  приуроченное ко Дню работников органов внутренних дел РФ.  В 2019 году опрос показал, что 54% россиян доверяют полиции своего региона. Наибольшее доверие у опрошенных уже не первый год вызывают сотрудники транспортной полиции (65%). Сотрудники следственного департамента вызывают наименьшее доверие у населения – в их пользу высказались 55% опрошенных.

При описании отечественного полицейского около половины опрошенных остановились на положительных характеристиках:  опрятный, сильный, готовый помочь, храбрый, трудолюбивый.

Генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов отмечает: “Отношение граждан в первую очередь складывается из личного опыта, а во вторую – уже из средств массовой информации. Мы давно заметили такую закономерность: если наши граждане знают лично участкового, как его зовут, то у них в принципе отношение к полиции лучше”, – рассказал Абрамов.
Высокий процент доверия к транспортной полиции говорит скорее о том, что люди не знакомы с ее деятельностью, но и не слышали о ней ничего плохого. Показательным будет отношение к участковым полицейским. Им доверяют 59% опрошенных. По данным ВЦИОМ, около 16% россиян сталкивались с неправомерными действиями полицейских.

Собственные социологические исследования министерства внутренних дел, которые проводит ВНИИ МВД, показывают еще более низкие показатели доверия граждан к полицейским, хотя за последние годы наблюдается стабильный рост этого показателя – с 39,1% в 2016 году до 41,9% в 2019-ом.
Показатели доверия населения к полиции, таким образом, говорят о достаточно нестабильной ситуации, когда половина россиян при необходимости обратиться к полицейскому на улице испытывает тревогу. Получается, что те, кто должен охранять граждан от преступников, вызывают эмоции, близкие к тем, которые можно испытать при встрече с уличными хулиганами. Почему так происходит, кто виноват в недоверии к полиции – сами полицейские, правоохранительная система, либо это зависит от граждан?

Реформа полиции 2012 года

В 2012 году российская милиция была переименована в полицию. Реформа была проведена в том числе с целью увеличения доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел, которое с 1990-х годов уверенно снижалось, достигнув 33% в 2009 году.

К этому времени резко возросло количество преступлений, совершенных милиционерами.  Устойчивым стало понятие об “оборотнях в погонах”  – милицонеров, которые, выполняя свои профессиональные обязанности, выгораживают представителей преступных группировок, взяточников и коррупционеров.

В ходе реформы было решено сократить количество полицейских на 20%, увеличить при этом финансирование правоохранительных органов, повысить стимулирующие выплаты сотрудникам,  ужесточить критерии отбора на пост полицейского. Скомпромитировавшая свое доброе имя милиция должна была превратиться в профессиональную полицию европейского образца.

В конце 2012 года министр внутренних дел Владимир Колокольцев заявил, что реформа полиции не достигла главной цели, которую ставят перед собой в министерстве уже много лет. Не была должным образом исправлена система учета и регистрации преступлений. Сохранилась “палочная” система, а также необъективной осталась система оценки эффективности работы полиции. Сократилось число специализированных учебных заведений, что негативно сказалось на подготовке личного состава.

“Нам следует уделять серьезное внимание критериям оценки деятельности полиции. Как показывает практика, именно отдельные рецидивы “палочной системы” порождают многие факты нарушения законности. При этом главным оценочным критерием нашей работы должно стать общественное мнение, основанное на уверенности каждого гражданина в личной безопасности”, – подчеркнул министр.

В новом федеральном законе “О полиции” даже прописали отдельную статью о необходимости общественной поддержки. Пункт 1 Статьи 9 гласит: “Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан”. Кнутом или пряником будет достигнута поддержка граждан для полиции в России?

Российская полиция и пандемия коронавируса

Полицейские – люди, которые работают “на земле”. Они, как никто другой, понимают проблемы местного населения. Участковый в курсе таких дел, о которых в главке никогда не узнают, и не поймут проблем “маленького человека”. Поэтому именно полицейские требуют к себе повышенного внимания властей. Если в этой структуре возникает недовольство сотрудников своей работой – это говорит о том, что в руководстве не видят или не хотят увидеть назревающие проблемы.

Пандемия коронавируса вскрыла давно существующие проблемы российской полиции. Во время эпидемии полицейские, наряду с медиками, оказались наиболее уязвимой частью населения. Средств защиты на всех не хватало.

“На днях мне надо было получить санкцию на прослушивание телефона. Пришел в суд, но без маски и перчаток меня не впустили. Отправился в ближайшую аптеку — там их не оказалось. В общем, с горем пополам договорился с судьей. Средства защиты нам, конечно, выдают, но их катастрофически не хватает”,  – приводит рассказ одного из оперативников издание РИА Новости в статье “Преступники сидят по домам”: как пандемия отразилась на работе полиции”. В этой статье перечисляется масса возмутительных фактов, свидетельствующих о пренебрежении к работе отечественных полицейских со стороны властей, как то: вынужденное нахождение на рабочем месте оперативников и патрульных без средств защиты, отсутствие тестирования на COVID-19, работа без отпусков и выходных.

Показательными стали парады и торжественные шествия в России, устроенные 24 июня в честь празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Военнослужащие, кадеты, солдаты-срочники, офицеры и даже ветераны шли по площадям без масок и иных защитных средств. Это не показатель величия страны, а свидетельство отсутствия дисциплины в армии. Но более всего эти проходы войск показали, что государство не заботиться о защите тех, кто защищает его. То же можно сказать о полиции во время эпидемии – государство не берегло тех, кто оберегает покой граждан.

Одной из основных проблем стала нехватка личного состава. Полицейских заставили в кои-то веки патрулировать улицы, правда, не для  поимки настоящих преступников, а для  выявления нарушителей таинственного режима самоизоляции.

Оказалось, что людей для качественного патрулирования просто нет. В большинстве регионов полицейские проверяли только центральные улицы и посещали самоизолированных на дому, дабы внушить им страх перед выходом на улицу. Для того, чтобы объехать весь город, не хватает свободных патрульных машин и людей. И это учитывая то, что почти всех полицейских вынуждали работать несмотря на плохое самочувствие, не отпуская на больничный. В независимом профсоюзе московской полиции утверждают, что условия работы в пандемию вызовут новую волну увольнений среди служителей закона.

На одном из заседаний при губернаторе Саратовской области в начале июня начальник ГУ МВД по Саратовской области Николай Трифонов неожиданно выступил за открытие парков для прогулок. Он подчеркнул, что полиция в этом вопросе, как никогда, близка к народу: «Возмущение идет со стороны населения, идет накал и недовольство органами власти», — предупредил чиновников генерал.

Полицейские за два месяца устали от бесконечных проверок населения, к тому же составленные протоколы легко можно было оспорить в суде. Получалось это из-за того, что формулировки закона и постановлений были не четкими и не доносились до личного состава должным образом. Например, на одном из брифингов в конце апреля представитель ГУ МВД Саратовской области Алексей Зелепукин заявил, что в парикмахерскую можно попасть только по “коронавирусным пропускам”. Однако председатель правительства области Александр Стрелюхин опроверг слова полицейского начальника – подстричься можно и без пропуска, только в ближайшем от дома салоне. И еще много подобных недопониманий происходило по всей России.

Проблема коррупции в рядах российской полиции

Во время ограничительных мер из-за пандемии в Новосибирске начальница службы участковых Елена Устинова приказала штрафовать “Всех поголовно” по ст. 20.6.1 КоАП РФ, требуя по 10 протоколов с каждого района. Данное проявление “палочной системы” обнаружил создатель сообщества “Омбудсмен полиции” и опубликовал в своем паблике в соцсети. В конце апреля женщину уволили из органов внутренних дел после проверки и вынесли дисциплинарное взыскание ее начальнику.

Паблик “Омбудсмен полиции” был создан Владимиром Воронцовым, бывшим сотрудником полиции и центра “Э” (управление по противодействию экстремизму). Дело Устиновой – одно из многих, которые вскрыл Воронцов. Многие его публикации привели к увольнениям и в руководящем составе МВД.

7 мая 2020 года на блогера завели уголовное дело по обвинению в вымогательстве. Воронцова обвиняют в том, что он требовал 300 тыс. рублей у полицейского, угрожая опубликовать компромат о нем в интернете. На защиту Воронцова встали бывшие и действующие сотрудники МВД. Ведь наиболее популярен паблик блогера как раз у полицейских, так как в комментариях к постам блогера они могут обсудить рабочие вопросы, сообщить о незаконных действиях начальства.

Задержание блогера, ведущего расследования о коррупции в рядах полицейских – тревожный знак. Многие считают, что Воронцов поплатился свободой за свою смелую деятельность по вскрытию коррупции среди руководства МВД . Сам Воронцов, находясь в СИЗО, пишет, что отношение к нему особое, как к представителю блогерского сообщества. Гласности в закрытых рядах правоохранительных сил боятся до сих пор.

Воронцов пишет о том, что почти все общественные системы в последние годы подверглись либерализации. Утаить случаи неправомерного применения насилия сотрудниками внутренних органов становится все сложнее.

Коррумпированность отечественной полиции (в прошлом – милиции) остается одной из самых высоких в мире. Это отмечают российские и зарубежные эксперты. Владимир Колокольцев, ставя во главу угла проблемы “палочной” системы, не упомянул о главной проблеме отечественной, да и мировой полиции – коррупционном факторе. Сокрытие преступлений, выгораживание преступников за определенную плату с их  стороны – это самые негативные факты в работе правоохранительных органов. Чтобы искоренить коррупцию в рядах полицейских, нужна не только открытость этого общественного института, но и обновление рядового и управленческого состава.

Реформа грузинской полиции

В Грузии президент Михаил Саакашвили, придя к власти, полностью расформировал ряды МВД и набрал новых сотрудников. В 1990-е годы в стране, в том числе в результате постоянных военных конфликтов и из-за недостаточного финансирования полиции, коррупция в рядах правоохранителей стала нормой. Полицейские зарабатывали, требуя мзду с населения.

Министр внутренних дел Вано Мерабишвили вспоминает: «Мы не послушали советов европейских доброжелателей, которые предлагали нам реформы проводить медленно, постепенно. Мы поступили очень грубо и за один день уволили из Министерства внутренних дел 15 тысяч сотрудников». Большинство людей вернулись обратно на свои места, однако это уже была другая полиция, другая служба ГАИ.

В 2004 году ГАИ Грузии заново сформировали по американскому образцу. Сотрудников отбирали по новому принципу с помощью профессионального тестирования и экзаменов. Патрульную службу укомплектовали новыми автомобилями, снабдили современной техникой. Зарплату сотрудников подняли в 10 раз. Служить в полиции стало престижно.

«В полиции была такая схема: из десяти лари примерно около двух оставалось у гаишника, остальные восемь постепенно уходили вверх, вплоть до министра. Причем эта система работала не только в полиции, но и во всех государственных учреждениях», – говорит Гиги Угулава, мэр Тбилиси с 2005 года.

Новая система позволила пресечь подобную форму взяточничества. Определенная доля коррупционеров в рядах внутренних органов останется всегда, так как взяточничество существует столько же, сколько и само человечество – такова натура людей. Однако в Грузии было сделано все для того, чтобы брать и давать взятки стало сложно и опасно. В том числе показательными стали процессы над полицейскими, которые по старой привычке, не оглядываясь на новые законы, брали мзду. Даже за небольшие взятки они получали внушительные сроки – до 10 лет заключения.

Протесты против полиции в США

Когда какой-либо государственный орган полностью себя дискредитирует, в демократическом государстве встает вопрос не просто о его реформировании, но о полной ликвидации. Так произошло в США в июне 2020 года. В Миннеаполисе полицейский при задержании превысил допустимую силу и убил афроамериканца. По стране прокатилась волна протестов.

Властям не осталось ничего иного, как поменять закон о полиции. Конгресс США подготовил законопроект, который устанавливает возможность уголовного преследования для полицейских в случае превышения ими своих полномочий и другие меры, значительно ограничивающие служебные права полицейских и расширяющие степень их ответственности перед обществом.

В Миннеаполисе на фоне протестов местные власти приняли решение расформировать департамент полиции. Предполагается, что за безопасностью в городе будет следить общественный совет. Как будет осуществляться охрана общественного порядка и не повлечет ли принятое решение за собой рост уличной преступности, пока не ясно. Возможно, город пойдет по пути создания  структуры, аналогичной давно существовавшим в СССР народным дружинникам. Основная цель реформы полиции конкретно в этом городе и в стране в целом – наладить доверительные взаимоотношения полиции и населения. Эффективны ли такие реформы, покажет время.

В полиции служат люди, которые готовы рисковать жизнью ради безопасности сограждан. Их работа, а зачастую и жизнь, зависит от функционирования системы правоохранительных органов в целом, а также не в последнюю очередь от работы органов судебной, законодательной и исполнительной власти.

В России система внутренних органов была реформирована в 2012 году, но ее эффективность оказалась поставленной под сомнение во время коронавирусной эпидемии. Реформа не помогла добиться максимального доверия населения к полицейским, и это признают сами защитники правопорядка. Существующая система правоохранительных органов Российской Федерации нуждается в модернизации.

Автор: Мария Климова 

Источники: Буракова Л. Почему у Грузии получилось – М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011.
Ильченко В.А. Общественное мнение о полиции: К проблеме формирования общественного доверия к полиции //   Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2016. – № 2. – С. 133–136. интернет-ресурсы: https://nversia.ru/, https://ombudsment.ru/, https://ria.ru/, https://ura.news/, https://wciom.ru/, https://www.4vsar.ru/, https://www.gazeta.ru/

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.