Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Разоблачение коррупции в Ватикане – сигнал всему миру

Коррупция и как с ней бороться – темы, которые в последнее время не утихают в обществе благодаря, в том числе, августовскому Указу Президента «О национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» и активной работе правоохранительных органов, регулярно уличающих высокопоставленных чиновников в кражах и мздоимствах в колоссальных по меркам обывателя масштабах.

Что касается экономических и политических ущербах, наносимых коррупцией государству, говорят много и подробно, и это справедливо, однако все противоправные деяния совершаются людьми, которые родились, учились, воспитывались в одном с нами социуме, и, тем не менее, стали преступниками, поступились своей честью и совестью ради благ, недоступных другим. Как раз здесь правомерно вспомнить о нравственном воспитании людей, о жизненных ориентирах и установках, господствующих в современном обществе.

Этическое воспитание: пора о нем вспомнить

Этических нормы, которых придерживается человек, тесно связаны с его духовным уровнем развития, причем совершенно не важно, верующий это человек или атеист. В дореволюционной России церковь играла большую роль в жизни каждого. Церковь была источником образования – церковно-приходские школы давали, можно сказать, разностороннее образование: от слова Божия и пения до арифметики, чтения и письма. Конечно, упор в таких школах делался на молитвы и изучение Закона Божия.

Дети получали простейшие, но здоровые с точки зрения морали и этики установки (в современном варианте):
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

10-я заповедь напрямую относится к взяточникам и мздоимцам спустя столетия. Нарушение этой заповеди начинается с помысла, человек испытывает зависть благосостоянию других: деньгам, имуществу, возможностям. Затем появляется желание завладеть всем или частью того, чем обладает ближний, и если завистник обличен властью или имеет доступ к не принадлежащим ему благам, ценным для других, в его сердце зарождается мысль воспользоваться своим положением. Желания легкого обогащения быстро овладевают человеком, затмевают разум и заглушают голос совести.

Завистливый человек не довольствуется тем, что у него есть, ему всегда мало, и при этом у него имеются оправдания своим поступкам: «мой труд низко оценивают», «как можно прожить на те деньги, которые платят», «я решаю важные вопросы и заслуживаю благодарность», «я не граблю и не убиваю», «все так делают», «не мы такие, жизнь такая». Вскоре, эти внутренние оправдания превращаются в твердую позицию, и человек уже полностью уверен в своей правоте.

Ловушка заключается в том, что остановиться в преступном обогащении, когда рядом бьет  соблазнительный денежный фонтан, а через руки проходят гигантские суммы, человек, хоть сколько-нибудь задействованный в коррупционных схемах уже не в состоянии: во-первых, жажду незаконного обогащения утолить невозможно, а во-вторых, из порочного круга подельники не отпустят.

Взятничество – форма коррупции. Библейские истоки

Для простого человека «коррупция» – это что-то большое, государственного масштаба, огромное по суммам, и к нему, простому смертному, не относящееся. На самом деле, мы все когда-то, в той или иной мере участвуем в коррупции, лелеем ее, не даем ей уйти из нашей жизни. Все от того, что не считаем небольшой подарок заинтересованному лицу «коррупцией», а ведь взятка – это и есть самое распространенное проявление коррупции на всех уровнях. «Давать на лапу» не считается зазорным, а иногда даже считается полезным. Взятка, порицаемая в библии, стала нормой современности.

Сегодня представление о природе взятничества немногим отличается от понятия взятки, которое имеется в Слове Божием.

Что в Библии называется взяткой?
Мздоимство – далеко не современное изобретение. Еще в Библии описываются нечистые на руку правители, продажные предатели и подстрекатели. Понятия «взятка», «мзда» в библии определяются ветхозаветными существительными «kopher» (означает выкуп) и «shachad» (означает подарок, плата или вознаграждение) и чаще всего переводятся как тайный подарок, подкуп, продажность.

В Библейском определении «взятка» имеет два аспекта, первое и основное: взяткой считается подкуп суда (или судьи) с целью извращения истины и правосудия: «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» (Притчи 17:23). Различаются несколько видов взяток судье, имеющих разные и одновременно параллельные цели: избежать заслуженного наказания, склонить к обвинению невиновного, либо чтобы судья судил в пользу взяткодателя.

Примеры взятничества, описанные в Библии:
– «Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Исаия 1:23).
– «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!» (Исаия 5:22-23)
– «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» (Михей 3:11).
– «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Михей 7:3).

Библия также трактует взятку как подкуп с целью подтолкнуть человека к нечестивым действиям: «Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех сторон приходили к тебе блудить с тобою» (Иезекииль 16:33).

В Библии можно найти прямые описания, как люди давали, брали или вымогали взятки:
Первым в списке нечестивцев идет продажный предатель Иуда Искариот, имя которого стало нарицательным. Он предал Иисуса Христа за взятку в тридцать сребреников.

Брали взятки и неправедно судили Сыновья пророка Самуила: «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно» (1 Царств 8:1-3).

Правитель Феликс рассчитывал, что получит взятку от апостола Павла: «Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним» (Деяния 24:26).

За дар Святого Духа Волхв Симон апостолам предлагал взятку: «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деяния 8:18-20).

Господь – единственный неподкупный судья 

Единственный, кто неподкупен и праведен – это Господь Бог, на это прямо указывает Библия: «…ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров» (Второзаконие 10:17); «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Паралипоменон 19:7); «[Господь] не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров» (Притчи 6:35)

Отношение Бога ко взяткам и взятничеству однозначно – он считает это преступлением, за которое пощады не будет: «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных» (Амос 5:12); «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий» (Амос 2:6)

Он проклинает извращающего правосудие: «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!» (Второзаконие 27:25). Страшное наказание ждет взяточников: «Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства» (Иов 15:34); «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства» (Псалом 25:9-10).

Исходя из этого стиха, взяточники ставятся на одну ступень с кровожадными злодеями, что, в принципе, недалеко от истины – ведь взяточник не погнушается и возьмет последнее.
С одинаковой силой в Библии порицаются как берущий, так и дающий взятки, потому что не могут они существовать отдельно друг от друга, и ответственность лежит на обоих.

Коррупция расширяет горизонты

В Библии понятие взятничества определяется как подкуп с целью извратить истину и правосудие, а в современном мире понятие «взятка» приобрела многогранность и многоликость, маскируясь, зачастую, под благовидные цели, например, под благотворительность или пожертвования.

Должностные лица вымогают взятки порой для того, чтобы лучше или быстрее сделать работу, которую они и так обязаны сделать. Технически, с точки зрения Библии, это не преступление, а вознаграждение или дар, однако с морально-этической это лицемер, поступающий неправедно: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Колоссянам 3:23-25)

Дающий взятку и берущий ее – две стороны одной медали: дающий, подталкивая или вынуждая другого к греху взятничества становится соучастником этого греха, подпадая под тоже самое проклятие, что и берущий мзду.

Есть ли у взятничества позитивная сторона?

Представляете, есть! Только всегда необходимо помнить о последствиях. Конечно, подарок может расположить к себе человека к подателю дара: «Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху – сильную ярость» (Притчи 21:14) За все, как говорится, нужно платить: подарки портят сердце человека и делают его слепым, «извращают дело правых»: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и извращают дело правых» (Исход 23:8); «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Екклесиаст 7:7)

Именно поэтому Господь предостерегает в Своем Слове от того, чтобы люди брали или давали взятки: «Даров не принимай…» (Исход 23:8); «…не бери даров» (Второзаконие 16:19)

Для христиан показателен пример апостола Павла, вдохновлявший предлагать взяточникам не деньги, а дар вечной жизни через веру.

Христиане не внемлют

Систематическое столкновение с коррупцией создает в обществе убеждение, что ничего нельзя решить без денег, а вот с деньгами решить можно все. Если они у тебя есть, конечно. Общество раскалывается на две неравноценные части: первая – люди, имеющие средства, получают чувство вседозволенности и безнаказанности, вторая – люди, имеющие комплекс беспомощности и беззащитности.

Коррупция подрывает основы государства, создает атмосферу недоверия к любому представителю власти: гражданин, уверенный в том, что честных чиновников не существует, а защиты и справедливости искать не у кого, начинает испытывать гражданскую апатию, возникает правовой нигилизм. Все это приводит к росту социальной напряженности, особенно, среди молодого поколения и представителей «среднего класса».

Государство, в котором частные интересы преобладают над государственными, а стремление к личному обогащению ставит под удар благосостояние общества, обречено на гибель. Крах разъедаемого коррупцией государства в своей деградации ведет к гибели и взяточников, и тех, кто давал вpятки, и неправедных, и праведных.

Коррупционеры не учитывают, что ничто не вечно в этой жизни, все, что сейчас кажется надежным и неколебимым – связи, положение, влияние – в один миг может рухнуть, оказаться иллюзией. В этом случае, судьбу взяточника нельзя назвать завидной: преступная деятельность ведет на скамью подсудимых. Пример тех, кто смог избежать наказания и сбежал заграницу, спасая капиталы, также иллюзорен – никто не может гарантировать, что в стране в ближайшее время не начнет работать структура, подобная китайский «Небесной сети». Сбываются слова Христа: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15)

Однако, как показывает практика, страсть к наживе затмевает разум и ослепляет так, что никакие суды не могут напугать мздоимца – ни божий суд, ни земной. Они не хотят помнить о душе, считают, что за деньги купят все. Только не жизнь.

В 1780 году Гавриил Державин в стихотворении «Властителям и судиям»  писал: « <…> Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!».

Скандал в религиозном семействе

Библия, как мы выяснили, однозначно трактует взятничество как преступление и сулит виновным в нем всевозможные кары небесные, так как же могло получиться, что в самом сердце праведности вскрылись коррупционные преступления, ужасающие своими масштабами? Оказалось, что в Ватикане, в центре католицизма, в месте паломничества, перед которым благоговеют миллионы католиков, творятся, что ни на есть, темные дела.

Мировое удивление вызвало то, что Администрации имущества Апостольского престола (APSA) опубликовал финансовый отчет за 2020 год, из которого следует, что Святому престолу принадлежат свыше 5000 объектов недвижимости по всему миру. В 30-страничном бюджете APSA указано, что ей принадлежит 4051 объект недвижимости в Италии и около 1120 за рубежом. В это число не входят посольства Ватикана и резиденции папских нунциев по всему миру. Как сообщает британская Тhe Guardian, это первое столь подробное раскрытие информации о собственности Римско-католической церкви за всю ее историю.

Беспрецедентное раскрытие информации совпало с началом судебного процесса по обвинению в коррупции группы из десяти высших чиновников Римско-католической церкви.
В начале июля 2021 года Ватикан предъявил обвинения в финансовых преступлениях, включая вымогательство, коррупцию, мошенничество, подделку документов, хищение и злоупотребление властью, группе из десяти человек, в которую входит итальянский кардинал Джованни Анджело Беччу.

Беччу – третье лицо в церковной иерархии, самый высокопоставленный священнослужитель, который оказался на скамье подсудимых. Он отвечал за финансы в Ватикане, в том числе распоряжался деньгами жертвователей.

Кроме Беччу повестку в суд получили: бывший президент Управления финансовой информации Ватикана Рене Брюльхарт, финансист Энрико Крассо, в течение нескольких десятилетий занимавшийся инвестициями Госсекретариата, бывший директор Управления финансовой информации Ватикана Томмазо Ди Руцца, сотрудник Госсекретариата Мауро Карлино, адвокат Никола Скуиллаче, финансисты Раффаэль Минчоне и Джанлуиджи Торци. Их подозревают в незаконном присвоении государственных средств, коррупции, вымогательстве, отмывании и присвоении денег, мошенничестве, злоупотреблении служебным положением и подлоге документов.

Ватикан вел расследование в сотрудничестве с итальянскими властями с июля 2019 года, и выявил значительные убытки, нанесенные финансам Ватикана преступной деятельностью кардинала Беччу, которому в итоге было предъявлено обвинение «в хищениях, злоупотреблении служебным положением… и взяточничестве» на сумму в €350 млн.

По детальному отчету Vatican News, Беччу использовал деньги церкви в пользу бизнеса своих двух братьев. А часть средств на покупку элитной недвижимости. Естественно, сам Беччу категорически заявил, что стал жертвой заговора, и настаивал на своей невиновности. «Момент истины наконец-то приходит, – заявил Беччу. – И трибунал будет иметь возможность выявить абсолютную ложность выдвинутых против меня обвинений». Беччу не заключен под стражу и спокойно передвигается по городу. Он утверждает, что папа рассудит, а Божьей кары он не боится.

Джованни Анджело Беччу был назначен кардиналом Папой Франциском в 2018 году и возглавил офис, курирующий канонизацию святых. С 2011 года он занимал должность заместителя в Государственном секретариате Ватикана. Влиятельный пост, который занимал Беччу, давал ему широкие возможности для принятия решений и, как предполагает следствие, использовал свое влияние не на богоугодные дела, а на личное обогащение.

«Предполагаемые незаконные действия, выявленные в ходе расследования, представляли собой инвестиции с использованием благотворительных средств в «финансовую деятельность с чрезвычайно высоким риском» в целях получения личной выгоды. Так, например, кардинал и его сообщники инвестировали в добычу ископаемого топлива в Анголе более 200 миллионов евро.
Расследование также обнаружило факты покупки и продажи по «сильно завышенной» цене недвижимости в Лондоне, в ходе которой обвиняемые якобы участвовали в подделке документов, вымогательстве и других преступлениях» сообщает ridus.

Реформы и воспитание – путь к искоренению коррупции

Расследования преступной деятельности высокопоставленных лиц Ватикана стало возможным благодаря реформам, которые проводил понтифик в экономической сфере. Ранее преступления, происходившие в государстве-анклаве, рассматривались церковным судом в закрытом режиме, однако на этот раз масштаб хищений настолько велик, что Ватикан решил провести открытый процесс с привлечением светских судей. «Коммерсант» сообщает, что «для расследования преступлений папа римский пригласил Джозепе Пеньятоне: в прошлом это самый уважаемый итальянский судья, который, например, посадил главу сицилийской Коза Ностры».

События в Ватикане свидетельствуют о том, что мир стремительно меняется. Тайное становится явным, а наказание неотвратимо для людей любого ранга и положения, и если нет страха перед судом божьим, то необходимо, чтобы был страх перед судом людским. Наказание должно быть не только неотвратимым, но и настолько суровым, чтобы желающие преступить закон подумали несколько раз, прежде чем идти на сделку с совестью на поводу жадности и корыстолюбия.

Воспитание в молодом поколении морали, воспринимающей коррупцию как преступление, как духовное и нравственное падение необходимо для оздоровления будущего общества и сохранения государства. Конечно, в современном светском обществе читать библию, возможно, считается чем-то архаичным, а значит, нужно сеять «разумное, доброе, вечное» используя современные подходы и средства.

А уж если такое закрытое государство как Ватикан решилось на демократические реформы судебной системы, то это необходимо рассматривать как мощный сигнал всем странам пересмотреть костные подходы к решению вопроса устранения коррупции и ввести более современные, прогрессивные и демократичные меры борьбы с таким губительным для государства пороками как мздоимство.

Автор: Наталья Маскаева
В статье использованы материалы новостных и информационных агентств: https://www.ng.ru/,
https://www.ridus.ru/, https://www.kommersant.ru/
Фото на заставке: rome24.ru

Поделиться в сетях: