Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Проблемы управления в РФ и о борьбе с коррупцией

Авторы: Панов Ю.Г., Мартынов А.В.

Проблемы управления в РФ и о борьбе с коррупцией

Систему управления можно представить в виде схемы (рис. 1).

При отсутствии хотя бы одного из элементов системы управления, она либо не работает, либо приводит к созданию нечто нового и вредоносного (например, обладание властью (2), которая рождает номенклатуру и коррупцию), а система управления идёт в разнос.

Итак:
1) Если «входа» (обеспечения), нет, «процесс» просто не идёт и на выходе ничего не имеется, о чём говорит «обратная связь».
2) Если обеспечение («вход») есть, но нет оборудования или инструментов, или технологии, то «процесс» не идёт. На «выходе» опять ничего нет. Об этом управляющему может сказать «обратная связь».
3) Если имеется обеспечение («вход»), оборудование и инструмент, технология и вся работа выполнена, то о качестве выполненной работы (или предмета, объекта) на «выходе» может сообщить управляющему информация, предоставляемая «обратной связью». При этом оценивает качество работы (или созданного предмета, объекта) только потребитель, который обслуживается данной системой управления, и для обслуживания которого была создана эта система управления.
4) Имеется Потребитель, которого необходимо обслужить, создана для этого система управления, в которой есть «вход», «процесс» и «выход», но нет «обратной связи» (или она заменена оценкой качества обслуживания с помощью своего сотрудника или условных данных, жесткой оплаты персонала), то оценка качества обслуживания Потребителя (или создания предмета или объекта) до управляющего системой управления не доходит (или доходит с искажением). В этом случае персонал системы управления не интересуется результатами своей работы, но он недоволен своей оплатой труда и коррупционными схемами в системе управления.
5) Имеется Потребитель, которого необходимо обслужить (или продать ему созданный предмет, объект). Имеется система управления обслуживания (или реализации ему предмета, объекта). У системы управления имеются «вход», «процесс», «выход» и «обратная связь». Персонал системы управления предприятия (государства) оплачивается с помощью номинального значения оплаты труда. Оплата труда персонала осуществляется в зависимости от поставленной
Потребителем оценки качества выполненной персоналом работы (продукции, объекта), прямо пропорционально количественному значению его. Это значит, что в этом случае, персонал мотивирован на качественное выполнение работы (создания продукции, объекта) и система управления работает исправно. Никакой коррупции нет, так как нужды в этом нет.

Рассмотрим, каким образом осуществлялось управление номенклатурой в трёх типах собственности: А) Частная собственность. Б) Государственная собственность. В) Смешанная собственность.

Исторически на Западе сложилась частная собственность так, что вся земля и дома там принадлежит трём-четырём сотням олигархов, а остальные люди её не имеют и могут брать у олигархов только в аренду за плату. Поэтому большинство взглядов неимущих граждан устремлены к России, у которой земли много, а людей мало. Это является основным мотивом для развязывания войн Запада с Россией. Это усложняется ещё и тем, что частная собственность на Западе передаётся по наследству. Между людьми было сильное неравенство. Схема системы управления могла работать по пунктам 1 – 4. Имеется номенклатура и коррупция.

Следует отметить, что после князя Святослава на Руси появляется неравенство, что способствует созданию номенклатуры и появлению коррупции.

Рассмотрим дохристианский период существования племён России. В это время у них имелась «личная» собственность и «общественная» собственность. В «личную» собственность граждан того периода входили: земля, дом, скотина и всё то, что необходимо для выживания семьи. Сама семья из своих индивидуальных доходов (сельское хозяйство, производство продукции, обслуживание, торговля и т.д.) платила 10% в общественную казну. Однако было жесткое правило: если в семье появляется ребёнок, то ему из общественной земли выделялся 1 га, а из общественной казны – денежная оплата, так как семья была на первом месте. Второе правило было таким: все в племени одинаковы и ни у кого не было преимуществ перед другими в оплате труда. Схема системы управления работала по пункту 5. Существовать коррупции в этом случае не было смысла.

Рассмотрим время существования СССР, где была представлена государственная собственность на всё. Особенно хорошо о появлении и существовании номенклатуры, которая быстро родила коррупцию, было сказано в исследовании Михаила Сергеевича Восленского «Номенклатура».

Применительно к схеме системы управления, можно сказать следующее: «вход», «процесс», «выход» имелись, но «обратная связь» с Потребителем была заменена на контроль самих управленцев и 18-ти разрядную сетку оплаты труда. В этом случае никакой связи с Потребителем по оценке качества работы (продукции, объектов) не требовалось и «обратная связь» так, как ей предусмотрено работать, не осуществлялась. Это способствовало образованию коррупции на всех этапах управления. Например, СССР просуществовал 72 года.

Следовательно, для борьбы с коррупцией в нашем государстве, необходимо вернуться к схеме системы управления, где все четыре элемента работают так, как положено. В этом случае, оценка качества обслуживания (создания продукции, объектов) осуществляется непосредственным Потребителем. А оплата труда персонала должна зависеть от оценки качества обслуживания (создания продукции, объектов).

Можно предложить один из вариантов расчёта оплаты труда на основе квалиметрии («квалиметрия» — это наука о количественной оценка качества).
Допустим, больной человек обращается за помощью в поликлинику. В настоящее время (утрируем факт) ему врач сразу же выписывает перечень лекарств и указывает цену, во что больному обходится такое обращение. Больной, возмущенный таким обслуживанием (он-то знает, что сначала доктор должен его осмотреть, а затем послать на сдачу анализов крови, мочи или ещё чего-то, да и просмотреть его внутренности с помощью аппаратуры), больной ругается и в лучшем случае оплачивает такое обслуживание или просто уходит.
Рассмотрим тот же случай, но с помощью упрощённой квалиметрической модели оценки (3) качества (таблица 1).

Таблица 1. Квалиметрическая оценка качества обслуживания

Функции врача баллы Вес. Коэф. баллы Оценка
Внешний осмотр 1 0,167 3 0,5
Исследование анализов 3 0,5 2 0,1
Исследование на аппаратуре 2 0,333 2 0,067
6 0,217

Грубо разделим основные функции врача на:
1). Внешний осмотр.
2). Исследование с помощью анализов крови, мочи и других.
3) Исследование на аппаратуре (УЗИ и др.).

Для определения весового коэффициента необходимо распределить количество баллов по важности. В данном примере по таблице 1 исследование анализов получило 3 балла, исследование на аппаратуре – 2, а внешний осмотр – 1. Просуммировав их, получим значение 6.
Весовой коэффициент определяется как отношение полученных баллов к суммарному значению. Так, исследование анализов получило весовой коэффициент Квес = 3/6 = 0,5.
Допустим, обслуженного больного профсоюзный человек решил опросить, и при этом попросил выставить за обслуживание баллы из 10 возможных.
Он так и проставил их в таблицу 1. В этом случае, квалиметрическая оценка «исследования анализов» рассчитывается: К = 0,5*2/10 = 0,1.
Суммируем оценки всего обслуживания: Ккоб = 0,05+0,1+0,067 = 0,217.

Существует перевод количественного значения оценок в качественный.
От 0 до 0,37 – Оценка «неудовлетворительно».
От 0,37 до 0,64 – «удовлетворительно».
От 0,64 до 0,8 – «хорошо».
От 0,8 до 1 – «отлично».

Видя значение полученной оценки качества обслуживания врача 0,217, можно сразу же сказать, что он «неудовлетворительно» обслуживает своих Потребителей.
Если руководство страны, допустим, поднимет оплату труда врача до 50 тыс. руб., то данный врач при таком обслуживании получит зарплату:
ЗП = 50 * 0,217 =10,85 тыс. руб.

Сразу же возникнет вопрос у того врача: «Я что не мог обслужить, как следует этого пациента (больного)?» И ответит себе: «Да, мог! И получил бы более высокую зарплату! И не понадобилось бы мне назначать такое ему количество лекарств! Наплевать мне на мою договорённость с аптекой!»

Сам главный врач в этом какую бы получал зарплату? Сейчас ему не нужно беспокоиться о том, как надо научить врачей обслуживать Потребителей (больных), ведь его зарплата фиксирована и не зависит от качества обслуживания его персоналом.
Допустим, в настоящее время он получает фиксированную зарплату в размере 70 тыс. руб. При опросе профсоюзом, защищающим интересы народа, были сделаны такие опросы, и среднее значение было ими получено:
Кср = (0,217+0,371+0,49+0,56+0,238+0,549+0,396+0,423)/8 =0,406.
В этом случае, ЗП гл.вр = 70*0,406 =28,39 тыс. руб.
И сразу же появляется мотивация к изменению подходов к обслуживанию Потребителей и желание бросить всякую коррупцию.
Как видим, такой подход может существенно помочь в борьбе с коррупцией в нашей стране.

СНОСКИ:
1 В.М. Макаров. Теория управления. Учеб. пособие для вузов. 2012 г.
2 Ф.Е. Удалов, О.Ф. Алёхина, О.С. Гапонова. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов.2013 г.
3 Г.В. Астратова. Квалиметрия: методы количественной оценки качества различных объектов. Учеб. пособие для вузов. 2014 г.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ф.Е. Удалов, О.Ф. Алёхина, О.С. Гапонова. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов.2013 г.
2. В.М. Макаров. Теория управления. Учеб. пособие для вузов. 2012 г.
3. Г.В. Астратова. Квалиметрия: методы количественной оценки качества различных объектов. Учеб. пособие для вузов. 2014 г.

Комментарии отключены.