Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Исследование: К 90-летию Евгения Примакова: Соединивший две эпохи

Сегодня, 29 октября исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося человека — Примакова Евгения Максимовича.
Наследие Примакова многогранно, касается многих вопросов современного развития России и мировых отношений. Оно содержит его труды, суждения, мнения, которые и сейчас актуальны: Украина, модернизация, борьба с коррупцией, многополярный мир и толерантность.

Осмысление хода истории неизбежно вызывает вопросы о роли в ней той или иной личности: изменила ли она ход истории; было ли неизбежным такое изменение или нет; что случилось бы без этого деятеля? Историческая роль личности может колебаться от незаметной до громаднейшей в зависимости от самых разных условий и обстоятельств.
Особенность России — в огромной роли личности, находящейся во главе страны. Будь то царь, генеральный секретарь или президент. Личные предпочтения человека, в руках которого сосредоточена огромная власть, могут очень сильно влиять на всю траекторию развития государства.

В один ряд с великими историческими фигурами смело можно поставить такую личность как Примаков Евгений Максимович.
Для того, чтобы понять значимость и весомость фигуры Примакова на переломном моменте истории России, необходимо вспомнить обстановку в стране в то время.
Историческая справка.
До 1985 года наша страна называлась Союз Советских Социалистических Республик, она строила социализм. В стране была всего одна партия и одна идеология — коммунистическая. Свобода слова отсутствовала.

Президент СССР Горбачев М.С.
Конец двадцатого века стал временем крутых перемен для нашей страны. В 1985 году Михаил Горбачев стал генеральным секретарем ЦК КПСС, фактически, руководителем СССР. Он провозгласил курс на перестройку. Изменить предлагалось очень много: общество, экономику, политическое устройство страны. Появилось много партий, объединений. Свобода слова, плюрализм мнений явились зародышами демократического общества.
Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. Планировалось в короткие сроки изменить социалистическую систему на пост-социалистическую с элементами частной собственности и рыночными отношениями. Реформа велась бессистемно, не учитывался опыт развитых стран, а своего опыта не было. Изменилась экономическая политика. Началось сокращение армии, наша страна стала инициатором ряда мирных инициатив, был обозначен курс на разоружение. Воинственная риторика заменялась на провозглашение добрососедских отношений, в том числе и с Америкой.

Прошли первые свободные выборы в Государственную Думу и выборы президента СССР. В марте 1990 года им стал Михаил Горбачев.
К сожалению, народ привыкший жить под тотальным контролем партийной государственной системы, помнящий жестокие сталинские репрессии не готов был к свободе. Реформы шли медленно, падала дисциплина, производительность труда. Было совершено множество стратегических ошибок.

Президент РСФСР Ельцин Б.Н.
В октябре 1987г. Борис Ельцин резко выступил против «медленных темпов перестройки». Ельцину нужно было отстранить Горбачева, взять власть в свои руки и, конечно, ликвидировать Компартию. Как считали демократы 90-х, коммунисты были препятствием расцвета России.
12 июня 1991 года в России, точнее, в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, прошли выборы президента. Был избран Борис Ельцин. Ельцин в сравнении с Горбачевым выглядел революционером, готовым пойти гораздо дальше своего медлительного и сомневающегося оппонента.
Эта дата, 12 июня, является всероссийским праздником Днем России.

Распад СССР
8 декабря 1991 года некогда могучий Советский Союз прекратил свое существование. Пятнадцать республик Союза обрели самостоятельность, а люди, уснувшие в одной стране, проснулись в другой. Это произошло после подписания «Беловежских соглашений». Россия обрела независимость и стала самостоятельным государством. Историкам придется еще не раз анализировать правильность и целесообразность тех решений.
К слову сказать Европа, в отличии от нас, объединилась тогда в Евросоюз.
В результате ликвидации СССР все экономические связи между республиками были разрушены. Приходилось вновь создавать все государственные институты, банки, армию. Формирование бюджета без внешних заимствований не представлялось возможным. Страна попала под финансовую зависимость Международного Валютного Фонда. Его неподъемные требования привели к полному развалу экономики, банкротству предприятий. Остановились выплаты зарплат, пенсий, опустели полки магазинов, началось веерное отключение электроэнергии.

Такова стала цена независимости молодой республики. Молодая команда реформаторов Егора Гайдара, применившая метод шоковой терапии была провалена. Полным ходом шла приватизация Анатолия Чубайса. Заводы и фабрики постепенно переходили от государства в частные руки. На международной арене Россию, в отличии от Советского Союза, перестали принимать всерьез.

Распад СССР. Последствия
Экономика Советского Союза в 1985 году была вторая в мире после США. Его распад отбросил Россию в аутсайдеры и перевел в разряд отстающих стран с экономикой начала развития. Неграмотная политика руководства страны привела к невозможности обеспечения своих долговых обязательств то есть дефолту 17 августа 1998 года.
– Сразу после дефолта взлетела инфляция, превысив 38% за месяц,
– Россия оказалась на пороге гиперинфляции.
– Реальные доходы населения упали на 25%,
– Падение ВВП достигло 10%,
– Курс доллара за два месяца подскочил с 6 до 20 рублей за доллар.
– Цена на нефть стремительно падала. Топливно-энергетический комплекс уже не мог обеспечивать страну валютой, в силу того, что с 20 долларов за баррель, нефть «опустилась» до 8 долларов,
промышленное производство сократилось на 15%.
– Банковская система фактически перестала существовать, начался кризис неплатежей.
– Денег на погашение коротких кредитных траншей не хватало. Золотовалютные резервы страны таяли на глазах.
Все это привело к резкому росту социальной напряженности, массовым забастовкам рабочих.

Конец августа и сентябрь 1998 года – одни из самых худших в истории России: люди скупают еду, лекарства и вещи, настроения в стране упаднические, банки и предприятия закрываются, платить нечем, все ждут увольнений, безработицы, пустых полок, очередей, социальных потрясений. Буквально все население страны в одночасье потеряло свои накопления.

Все это характеризует состояние страны, которая досталась в наследство новому премьер-министру Примакову Евгению Максимовичу. Страна стояла на краю пропасти. Ситуация осложнялась массовыми забастовками и митингами, а также политическим кризисом в Государственной Думе.

Назначение Примакова Е.М. Премьер-министром
Должность премьер-министра предлагалась нескольким политикам, но их кандидатуры Государственной Думой отклонялись. Это могло означать роспуск парламента и новые выборы, что было чревато потерей целостности страны, расчленением ее на отдельные субъекты. Ошибка в то время была крайне опасна. Кроме того, Борис Ельцин был серьезно болен.
Лидер фракции «Яблоко» в Государственной думе Григорий Явлинский с думской трибуны сказал: «Есть человек, которому доверяют все политические силы страны – это министр иностранных дел Примаков». Сначала все удивились: Примаков – журналист, ученый, руководитель разведки, но только не хозяйственник, но потом всем предложение понравилось. Ельцин 3 раза предлагал Примакову должность главы правительства, Примаков отказывался, в частности, ссылаясь на возраст, а потом всё-таки принял предложение, осознав, что в этом его долг, он был научен этим своей жизнью, в частности, ее трагическими обстоятельствами. Будучи патриотом России и глубоко порядочным человеком, он согласился и принял трудное для себя решение, которое оказалось единственно правильным для страны в сложившейся ситуации.

Примаков на посту Премьер-министра
Возглавив кабинет министров, Примаков приступил к формированию своей команды. Для него прежде всего стало приоритетом профессионализм будущих министров, а не принадлежность к правящим партиям и элитам.

Евгений Максимович впоследствии сам рассказывал о мотивах своей политики: «Я не обрушился на своих предшественников, не требовал объяснения, кто виноват в событиях дефолта- 17-го августа, не пошел на передел собственности, хотя, если бы я затеял национализацию, аплодисменты заглушили бы тоненькие голоса «против». Передо мной стояла задача: вывести страну из кризиса, для этого нужно было стабилизировать обстановку, не раскачивать лодку – это раз, и в то же самое время – сохранить демократическую ориентацию, не дать возможности отката в командно-административную систему. Я никогда не пошел бы на массовые репрессии».

Он отлично понимал, что его команда должна будет принимать быстрые, не традиционные решения, выступающие порой вразрез с мнениями правящей элиты.

В состав правительства вошли новые люди в том числе: вице-премьер Валентина Матвиенко, глава налоговой службы Георгий Боос, глава МЧС Сергей Шойгу и министр финансов Михаил Задорнов. Кабинету министров приходилось выбирать между стремлением сохранить политическую стабильность и необходимостью жестких действий, которые оно обязано предпринять. Примаков сделал выбор в пользу реальных жестких действий, не заботясь о сохранении популярности.

Вновь назначенный премьер предпринял несколько оперативных шагов для спасения экономики России:
1. Примаков собрал первое в новейшей истории коалиционное правительство — не по партийной принадлежности, а по профессиональной компетентности и личной честности назначенных им министров. Это было правительство национальной катастрофы, и вместе с тем, правительство национального спасения. Правительство, которое мало-помалу — и чем дальше, тем больше — превратилось в правительство национального доверия. Промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг — всё это начало работать гораздо лучше.
2. Примаков принимает самое прогрессивное и непопулярное среди российской элиты решение — это усиление роли государства в экономике. Естественно, что это означало ослабление роли олигархов в том же процессе.
3. Правительством Евгения Примакова был утвержден антикризисный документ: “О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации по стабилизации социально- экономического положения в стране”.

План предусматривал поддержание доходов и смягчение последствий кризиса для населения, создание условий устойчивого функционирования экономики и денежной системы, укрепление государственности и системы исполнительной власти, совершенствование бюджетного процесса и др. Всего в план были включены 94 первоочередные меры по преодолению кризиса.
Среди этих мер:
– реструктуризация долга,
– поддержание доходов населения,
– смягчение последствий финансового кризиса для населения, включая борьбу с необоснованным повышением цен и тарифов,
– борьба с безработицей,
– стабилизация денежной системы и курса рубля,
– реструктуризация банковской системы,
– повышение эффективности бюджетной и налоговой системы,
– стабилизация внешнеэкономической деятельности,
– привлечение прямых иностранных инвестиций.

4. Одним из самых больших достижений в тот момент стал жесткий финансовый контроль, который позволил ограничить отток капитала за границу.

После прихода Примакова на пост премьер-министра резко изменился внутренний и внешнеполитический курсы России. От фигуры Евгения Примакова веяло спокойствием и уверенностью, и это ощущение передалось обществу, которое до появления нового премьер-министра было готово к соскальзыванию страны в полный хаос. При этом у Примакова не было никакой волшебной палочки. Он заставил страну успокоиться силой своего морального авторитета.

«Разворот над Атлантикой» Примакова.
В марте 1999 года произошло событие, получившее название «Петля Примакова» или «разворот над Атлантикой». По мнению многих политологов, это явилось центральным событием его политической и премьерской биографии, а также вошло в историю как символ поворота к новой многовекторной внешней политике России.

 

Работая на посту премьера, Примаков с присущей только ему хваткой оценил и применил все свои богатые знания и опыт на подъем экономики страны. Результаты за восемь месяцев его премьерства впечатляют.

Глава Совета Федерации России Валентина Матвиенко вспоминала: «Он сумел запустить экономическое развитие, казалось бы, в безнадежной ситуации – дефолт, казна пустая, одни долги, ни копейки денег в бюджете. А он сказал: “Мы будем платить с 1 декабря регулярно пенсии и за год вернем все долги”. 38 млрд рублей – это были огромные деньги. И мы это сделали, потому что это сказал Примаков. Если бы это не было сделано, люди тогда бы уже никому не поверили».

Рейтинг доверия правительству Примакова к весне 1999 года составлял 80%.

Несколько партий и политических деятелей выдвигали Примакова на участие в выборы в Президенты России, которые должны были состояться весной 2000 года. Однако, 12 мая 1999 года, после 8 месяцев успешной работы, Борис Ельцин отправляет Примакова в отставку.

Основной причиной, приведшей к отставке Примакова, явились его практические шаги, направленные против экономической преступности и коррупции, актуальной и в нынешнее время, Примаков признаёт, что настоящая атака на него со стороны противников коррупционной реформы началась после обращения к руководителям различных министерств и ведомств, в том числе правоохранительных органов, с указанием лично изложить их видение данного вопроса. Именно с того момента его «участь как премьера была предопределена».

Торгово-промышленная палата РФ
Пусть Примакову не удалось стать президентом страны, но он стал Президентом Торгово-промышленной палаты в декабре 2001 года. На этом посту он работал по февраль 2011. В формате ТПП обобщался колоссальный позитивный мировой опыт развитых экономик, налаживались деловые контакты, разрабатывались стратегии развития. Работая на посту Президента ТПП, Примаков считал, что России нужна новая экономическая модель и прикладывал все свои силы к развитию бизнеса, экономики и промышленности.
«Меркурий-клуб»
Примаков являлся основателем и Президентом «Меркурий-клуба», созданный в 2002 году. Цель клуба – организация и проведение обсуждений актуальных проблем, имеющих важное значение для социально-экономического развития России, международных связей, выработки предложений по созданию благоприятных условий взаимодействия бизнеса и государственных структур. Члены клуба — политики, министры, губернаторы, депутаты, сенаторы, ученые, предприниматели, всего 150 человек, в режиме свободной дискуссии делятся идеями, предлагают свои решения проблем развития экономики и страны. Работа «Меркурий клуба» продолжается и в настоящее время.

Примаков и модернизация
В январе 2011 года на зеседении «Меркурий Клуба» Примаков выступил со своими знаменитыми «Антитезисами по модернизации».

«Модернизация, инновационная экономика – вот столбовой путь для нас», в очередной раз заявлял Евгений Примаков.

Но есть некие обязательные условия для этого. Говоря о них, академик Примаков избрал форму антитезисов. Вот они:
Антитезис первый. Восстановление в России индустрии должно осуществляться на сугубо современной основе. Необходимо учитывать весь мировой опыт в этом вопросе.

Антитезис второй. Модернизация в экономике не может осуществляться изолированно, без демократизации общественной жизни. До сих пор не обрела независимость судебная система. Законодательная власть, как правило, беспрекословно выполняет волю руководства. На низком уровне находится политическая конкуренция. В целом ряде принципиальных случаев игнорируется общественное мнение. Нужны серьезные меры в области демократизации, без этого прорыв в экономике затруднен, если вообще возможен.

Антитезис третий. Учитывая специфику России, демократизация ни в коем случае не должна приводить к ослаблению государства. Для осуществления модернизационного рывка с целью обретения исторической перспективы России нужна сильная государственная власть.

Антитезис четвертый. Без демократизации невозможна модернизация. Необходимо продвигать модернизацию и одновременно сосредоточиться на защите человека и его собственности от произвола, на установлении верховенства Закона, обязательного для всех, на независимости правосудия.

Антитезис пятый. Модернизация не означает необходимость “раствориться” в западном мире. Многовекторная политика намного плодотворнее для модернизации России.

Антитезис шестой. Нельзя проводить модернизацию, отгородившись от остального мира и углубившись в чисто российские реалии.

Антитезис седьмой. Идеология необходимой России модернизации не должна быть “пристегнутой” к одному или другому человеку, каким бы способным ни был такой политический лидер.

Одна из главных задач модернизации — это существующая проблема кадровых ресурсов для покрытия потребностей рынков труда в высококвалифицированных специалистов в различных отраслях государственной службы и экономики. Примаков подчеркивает, что необходимо создать целостную систему по поиску, отбору и выращиванию одаренной молодежи, успешно применявшейся в советское время, а также взять лучшее из зарубежного опыта.
Все, что провозгласил Примаков в своих Антитезисах о модернизации в 2011 году, актуально и сейчас.
Итоги
Велика роль личности Евгения Примакова в истории развития современной России. И друзья, и недоброжелатели отмечали его огромную порядочность, профессионализм, бескорыстие в деле служения России. Он неоднократно подчеркивал необходимость модернизации России с учетом мирового опыта и достижений в экономике, политике, в общественном и государственном устройстве. Также он подчеркивал, что необходимо выработать программу по эффективной борьбе с коррупцией в России. Без этого невозможно развитие демократии и экономических процессов. В процессе своей жизни и деятельности он оказывался на самых важных и трудных должностях и с честью и максимальной эффективностью справлялся с поставленными задачами.

 

Е.М. Примаков стал Столыпиным своего времени.
Ему не нужны были великие потрясения. Он был за Великую Россию!

Автор: Владимир Шашко

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.