Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опубликовано в категории Мария Климова и Социальная сфера

Получение соцподдержки государства: бег с препятствиями по минному полю

Во время пандемии коронавируса нового типа остро встал вопрос оказания государственной помощи гражданам страны. Это и конкретные люди, и целые социальные группы, такие как пенсионеры, малоимущие, а также различные организации — коммерческие, общественные. Справится ли с такой нагрузкой система социального обеспечения РФ?

11 мая президент озвучил важное решение о выплате всем детям в возрасте от 3 до 16 лет в июне этого года 10 000 рублей, не зависимо ни от каких условий. Такого рода выплаты не только своевременны и необходимы в плане поддержания жизнеспособности населения, но и являются одним из инструментов спасения рухнувшей из-за «нерабочего периода» экономики.

Не выдержав нагрузки от количества одновременных запросов, завис сайт Госуслуг, на котором можно подать заявление о предоставлении пособия.

«Портал госуслуги не справился с этим объемом обращений, — заявил Владимир Путин на совещании, которое транслировал телеканал «Россия 24». — Знаю, что сейчас коллеги из министерства связи работу наладили, но прошу вас обратить на это внимание так же, как и на другие вопросы подобного рода».

Вопросы в сфере соцобеспечения существуют уже на протяжении многих лет. Можно выделить три основные проблемы: оперативность, охват, доступность социальной помощи. Эти проблемы взаимосвязаны, для их решения нужна комплексная работа специалистов, но самое главное, нужна политическая воля, которая поставит государственную помощь населению в ряд важнейших направлений внутренней политики России.

Охват

Социальная поддержка — это услуга, которую государство оказывает членам общества на платной или бесплатной основе. Государство — это такая же часть общества, как другие его институты, рабочий инструмент, обеспечивающий удовлетворение потребностей общества и его отдельных членов. В данном случае зачастую мы видим, что государство не справляется с обязательствами, которые берет на себя.

Часть налогов, сборов, нефтегазовой ренты поступают в государственный фонд, который накапливается на случай непредвиденных ситуаций в качестве «подушки безопасности». В идеале, такая «подушка» должна быть у каждого совершеннолетнего гражданина страны. Почему же не удается ее сформировать? Следует учитывать, что в виде налогов и различных платежей, в том числе НДС, который заложен в стоимость товаров и услуг, например, коммунальных, население вкладывает достаточное количество средств в общую «кубышку». При этом налоги настолько велики, что средств на собственные сбережения у большинства людей не хватает. Социологи выяснили, к примеру, что к началу коронавирусного кризиса у трети россиян не осталось накоплений на черный день. По сути, лучший способ оказывать материальную адресную помощь населению — это взимать налоги дифференцировано. Однако в современных условиях речь о снижении налогового бремени не идет.

В любом случае, государство обязано оказывать помощь гражданам страны, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Это прямое назначение государственных структур, работу которых оплачивает население. Чиновники получают зарплату из бюджета, при этом их отношение к гражданам оставляет желать лучшего. Давно известно, что чиновники «заточены» на отказы и препоны для оказания помощи обратившимся к ним гражданам. Они, как мифологические Церберы, стоят на страже государственной казны, лишние траты для которой нежелательны. Такая система вполне обоснована. Соцподдержка напоминает финансовую пирамиду — вкладываются в нее все, а вот реальную помощь могут получить только первые обратившиеся, остальным достанутся крохи.

Отметим, что государственная помощь населению и бизнесу должна основываться на разных, более того — противоположных принципах. Соцпомощь гражданам оказывается по принципу «спасти слабого».

Это старики, дети, инвалиды, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые не способны обеспечить себя самостоятельно. В данном случае эффективность государственной поддержки является показателем сильного цивилизованного государства, способного взять на себя обязательство помогать малообеспеченным слоям населения. Деньги из бюджета, потраченные на помощь бедным, будут израсходованы в таком случае целенаправленно и в итоге точно так же «уйдут» в общую массу денежного оборота в экономических сферах, так как люди будут тратить их на приобретение товаров и услуг.

Когда речь идет о помощи предпринимателям, вступают в силу иные механизмы. Целевая помощь в виде субсидий и льготных кредитов должна оказываться сильным, энергичным игрокам рынка, способным целенаправленно потратить полученные средства на развитие бизнеса, что опять же стимулирует развитие экономики.

Об этом сказала Ольга Слуцкер во время онлайн-марафона «Хотим работать!», который организовал бизнес-обудсмен Борис Титов в День труда 1 мая. Владелица популярной сети фитнесс-клубов World Class упомянула, что поддерживать необходимо крупные компании, владельцы которых полны энтузиазма и стремятся сохранить свой бизнес, но в условиях тотального закрытия предприятий из-за коронавируса не могут сделать этого самостоятельно. Хотя звучит ее заявление для многих парадоксально, в нем есть здравый смысл. Поддерживать материально в данном случае целесообразно тех, кто потратит деньги на развитие своего дела, а не тех, кто продержится на выделенные средства несколько месяцев, и все равно в итоге закроет предприятие. В этом случае государственную помощь было бы разумно оказывать также дифференцировано — разделить выплаты компаниям, которые способны продолжать работу после кризиса, и сотрудникам компаний, которые потеряют работу из-за их закрытия. То есть соцпомощь в данном случае не имеет универсального характера.

Оперативность

Дифференцированный подход — одна из главных проблем оказания материальной помощи населению. Из-за различных условий, на которых строится оказание того или иного вида соцподдежки, внушительная часть населения не может получить причитающие выплаты.

Показательная история — доплаты работающим с коронавирусными пациентами врачам. С момента выхода постановления об этих доплатах поступило множество жалоб от медиков на неисполнение указа президента — деньги не выплачивают, или выплачивают в меньших размерах. Медиков заставляют писать отчеты об отработанном времени, насчитывая доплаты буквально поминутно. На стимулирующие выплаты это мало похоже, скорее, на отталкивающие.

Подав заявление на пособие по безработице в середине апреля, люди получают выплаты в середине мая. Никто не задается вопросом — на что жить людям, а еще и кормить детей весь этот месяц. При переоформлении пособия на детей до 16 лет выплачивать его начинают лишь через три месяца после подачи заявления. Подал заявление в январе — получил пособие в апреле. И хотя выплата охватывает и предыдущий период, остается вопрос — если это пособие рассчитано на то, чтобы помочь человеку прожить от зарплаты до зарплаты, то какой смысл в нем в том случае, если оно не выплачивается своевременно?

Почему даже несмотря на прямые указания президента чиновничий аппарат продолжает работать в режиме «отказа»? Стоит разобраться, есть ли у работников социальной сферы возможности для оперативной помощи населению?

Регулярные зависания сайта Госуслуг показательны. Технически сфера господдержки не обеспечена должным образом, чтобы гарантировать оказание помощи, в том числе консультативной, миллионам нуждающихся. За пару месяцев карантинных мер банковская система, к примеру, смогла переориентироваться и почти полностью перейти на дистанционную форму оказания услуг. Но для этого необходима развитая цифровая инфраструктура. Стоит ли упоминать, что телефонные линии в большинстве региональных центрах занятости населения обеспечиваются по средствам подключения к городским аналоговым АТС, в то время когда на сегодняшний день существуют более эффективные многоканальные телефоны «виртуальных» АТС.

Господдержку уже давно необходимо было перевести в цифровую среду. Подача заявления, получение результата, информирование граждан о положенных им выплатах — все эти услуги можно оказывать в дистанционном формате, без посещения государственных учреждений, нередко оборачивающихся скандалами и нервными стрессами для граждан.

Доступность

Основная причина проблем в сфере господдержки, конечно же, кроется отнюдь не в технической невозможности охватить всех, кому она необходима, а в нехватке бюджетных средств на выплаты.

Не экономя на строительстве мостов, украшении площадей, организации народных гуляний, государство всеми силами экономит каждую копейку на помощи нуждающимся. Если сложить все госзаказы на покупку дорогих иномарок депутатам, ремонты кабинетов министров, обслуживание вертолетов и самолетов членов правительства, не говоря уже о массе коррупционных денег, зарплат чиновничьей верхушки, премий топ-менеджменту госкомпаний — то вся эта денежная масса превзойдет те весьма немаленькие суммы, которые выделяются на выплаты социальных пособий.

Государство — это общественный институт, и свои приоритеты должно соотносить с потребностями общества. А общество, как известно, это не только топ-менеджеры, депутаты и министры.

В большинстве своем люди не рассчитывают на поддержку со стороны государства в «мирной жизни». Да и в экстремальных условиях в нашей стране привыкли и научились выживать самостоятельно. Однако, принципиальным является вопрос о целесообразности анонсирования мер поддержки, которые оказываются недоступными для тех, кому они предназначены. Если меры поддержки на законодательном уровне существуют, доступ к ним должны получить все те, кто в них нуждается. Именно на это должна быть заточена система оказания социальной помощи. Сейчас же она больше походит на рулетку — когда деньги получает тот, кому больше повезло. Не удивительно, что люди, только услышав о заявленных президентом выплатах в 10000 рублей, сразу же бросились подавать заявления на Госуслугах. Все знают, что хорошо, если деньги окажутся у них на счетах через месяц после подачи заявления. В нашей реальности действует один принцип — кто не успел, тот опоздал.

Автор: Мария Климова