Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Польское экономическое чудо

Мы продолжаем знакомить вас с опытом стран, которым удалось достичь экономического чуда. 
Экономическое чудо - это показатели очень высоких темпов развития экономики страны и роста ВВП, жизненного уровня и благосостояния страны, которая сумела выйти на выдающиеся показатели за короткой промежуток времени. 
Именно поэтому данный опыт интересен для всех стран мира, в том числе и для России.

Сегодня речь пойдет об удивительном государстве, которое смогло провести успешные экономические реформы, в кратчайшие сроки перейти с социалистической плановой на капиталистическую рыночную экономику. Это Польша – страна, которая по праву называется восточноевропейским тигром (по аналогии с успешными экономиками Азии).

Варшава смогла продемонстрировать рост в 260% ВВП, стабильную динамику роста, длившуюся 28 лет. Польша сейчас – это шестая экономика ЕС, самая успешная страна в области экономического развития из всех стран бывшего социалистического лагеря и единственная страна еврозоны, которой удалось избежать рецессии на фоне мирового финансового кризиса 2008 года.

В данной статье будут рассмотрены те методы и способы, которые позволили Польше в кратчайшие сроки провести успешную модернизацию экономики, реорганизовать всю экономическую систему.

Исторические предпосылки

Для понимания положения дел в 1989 году, который ознаменовался падением коммунистического режима и началом экономических реформ, стоит ретроспективно рассмотреть развитие польского государства.

Социалистическая Польша начала свое формирование в 1944 году, когда было провозглашено временное правительство Польской Народной Республики, оно было признано не только Советским Союзом, но и странами-союзниками. Проведенные же в 1947 выборы окончательно легитимизировали нахождение коммунистических сил у власти в стране. Варшава сильно пострадала от Второй мировой войны, население страны сократилось на 32%, было потеряно много инфраструктурных объектов.

Польша рассчитывала на щедрые репарации от Германии, однако, разделение последней на ГДР и ФРГ внесло коррективы в планы Варшавы. Так, под давлением Советского Союза, Польша отказалась от части выплат, которые должны были быть истребованы с ГДР, так как теперь Восточная Германия превратилась из бывшего противника в союзника по коммунистическому блоку.

Однако, стоит отметить, что новое социалистическое правительство Польши все же получало большие суммы средств на восстановление, они выдавались на безвозмездной основе Советским Союзом. В ПНР, как и во многих других государствах, перешедших в сферу социалистического влияния, произошли аграрная и промышленная реформы, а также массовая национализация производств и земельных участков.

Подобное слепое копирование советского опыта не принесло ожидаемых результатов. Варшава была вынуждена осуществлять заем средств у западных кредиторов. Однако, неготовность проводить реформы и отказ отходить от плановой экономики поставили крест на щедрых финансовых вливаниях по линии МВФ. Подобное положение дел привело к росту государственного долга страны, усугублению экономического кризиса, и, как следствие, возросшим недовольством коммунистическим руководством.

Однако, было бы неверно утверждать, что польское руководство не пыталось реформировать систему и улучшить благосостояние своих граждан. Так, в период с 70-х по 80-е произошло укрупнение предприятий, была сделана ставка на обеспечение стабильности рабочих мест. Если в 1970 году всего 17% рабочих были заняты на предприятиях численностью свыше 1000 человек, то к началу 1980-го года таких рабочих было уже 72%. Однако, это привело сразу к двум негативным факторам, а именно к почти полному краху мелких предприятий, а также к формированию союза независимых самоуправляемых профсоюзов «Солидарность».

Падение уровня жизни, а затем и повышение цен вызвали протесты среди населения. Их удалось подавить силой, в 1980-е основная масса протестно настроенных граждан перешла в подполье, символом которого стала «Солидарность».

Несмотря на успешное подавление народных выступлений, социалистическому руководству Варшавы не удалось долго оставаться у власти. Приход к власти в СССР М.С. Горбачева и начатая им кампания по гласности и открытости, получившая название «перестройка», окончательно похоронили надежду на социалистическое будущее Польши. А уже в 1989 году власть пошла на переговоры с оппозицией, состоялись новые выборы, на которых впервые коммунистическая партия Польши (Польская объединенная рабочая партия) потерпела поражение, первым некоммунистическим премьер-министром стал Тадеуш Мазовецкий.

Назрела необходимость проведения кардинальных экономических реформ. Инфляция в стране была выше 500%, большая часть государственных предприятий была неэффективна и существовала исключительно за счет государственных дотаций, всеобщий дефицит коснулся даже продуктов питания, уровень жизни был предельно низким. Государственный долг страны был 42,3 млрд.$, что составляло 64,8% от ВВП Польши.

Реанимация экономики «шоковой терапией» 

В связи с этим, новый министр финансов и вице-премьер Лешек Бальцерович предложил проведение «Шоковой терапии», для реанимации польской экономики. На этом моменте стоит остановиться подробнее, так как он необходим для понимания успеха польского экономического чуда.

Теория «шоковой терапии» берет свою основу в действиях правительства ФРГ, которое в 1947 году успешно провело либерализацию экономики и достигло больших успехов в области экономического строительства. Основными принципами шоковой терапии являются:
● одномоментная либерализация цен;
● контроль за денежной массой;
● приватизация государственной собственности.

В Польше план шоковой терапии был согласован с МВФ, в его одобрении участвовали такие известные личности как Джеффри Сакс, Джордж Сорос.

Благодаря утверждению этого плана по линии МВФ, Варшава получила возможность реструктуризировать государственный долг (было списано 25 млрд. $), а также щедрые кредиты от МВФ – 1 млрд. $ на развитие и 750 млн. $ резервный кредит, финансовые вливания по линии Международного Банка.

Подобные меры в краткосрочной перспективе приводят к временному ухудшению жизни большей части населения, однако, появляется большой шанс того, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе это приведет к экономическому росту.

Сама экономическая реформа состояла из следующих пунктов:
– Либерализация цен. Подобное решение позволило победить дефицит, хотя и сказалось на стоимости продукции, цены на которую одномоментно взлетели вверх.

-Закон о финансовой экономии в государственных компаниях. Введение этого закона позволило банкротить нерентабельные государственные предприятия, что избавило государство от необходимости государственного финансирования нерентабельных предприятий.

-Закон о банковской деятельности. Он запретил государству финансировать дефицит госбюджета, что позволило избежать активного использования печатного станка, с целью не допустить гиперинфляции.

-Закон о налогообложении. Данный закон ограничивал рост заработной платы как государственных служащих, так и рабочих бюджетных предприятий, это также позволило избежать гиперинфляции, помимо этого он отменил ранее созданные дополнительные налоги для частных предприятий, что фактически уравнивало их в правах с государственными предприятиями.

-Закон об иностранных инвесторах. Разрешил инвесторскую деятельность зарубежных игроков в польскую экономику, одновременно с этим убирая монополию государства на международную торговлю.

-Закон об иностранной валюте. Вводил свободную конвертируемость национальной валюты – польского злотого.

-Закон о таможенном праве. Снижал ввозные пошлины, сделав едиными ставки для всех предприятий.

-Закон о занятости. Один из немногих, который был направлен на защиту рабочих, он регламентировал условия увольнения работников, тем самым предотвратив массовые сокращения рабочих мест там, где это было возможно. Помимо этого он гарантировал уволенным рабочим выплаты пособий по безработице.

Кроме этих мер, также был улучшен инвестиционный климат, что позволило привлечь большое количество иностранных инвесторов. Также была упрощена процедура регистрация предприятий, это сыграло на руку как иностранным, так и местным предпринимателям.

Уже к 1992 году, спустя 3 года с начала проведения шоковой терапии, было открыто более 600 тыс. новых предприятий, которые смогли обеспечить порядка 1,5 млн. рабочих мест. Помимо этого, стоит упомянуть о процессе приватизации государственных предприятий, который, по оценкам экспертов, произошел наиболее честным и справедливым образом, если сравнивать с аналогичными мероприятиями, проходившими на постсоветском пространстве.

В отличии от России, Польша отказалась от ваучерной модели приватизации, проводя открытые аукционы, также, этот процесс был растянутым во времени, что позволило привлечь к этим действиям большее количество населения.

Почему Польше удалось то, что не удалось России?

Сравнивая итоги шоковой терапии в Польше и в нашей стране, можно сделать краткие выводы о том, почему схожая экономическая политика реформ привела к совершенно различным результатам.

Либерализация цен в России была произведена раньше приватизации государственных предприятий, а способ, с помощью которого производилась приватизация – ваучерный, многими экспертами называется крайне нечестным по отношению к собственному населению, так как отсутствовала должная законодательная база, позволяющая регулировать обращение ваучеров в стране, равно как и недостаточная финансовая грамотность населения.

Эти факторы в совокупности привели к тому, что контроль над большей частью собственности в стране получила узкая прослойка населения. Как отмечал С.Ю. Глазьев, «шоковая терапия привела к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путём взвинчивания цен», к тому же допущенные ошибки «спровоцировали гиперинфляцию издержек, которая не только дезорганизовала производство, но и привела к обесценению доходов и сбережений граждан».

Возвращаясь же к истории польского успеха, можно отметить такие факторы как умелое проведение реформ, готовность населения к их проведению, а также помощь, как интеллектуальная так и финансовая, со стороны западных партнеров.

Хочется также сказать о том, что несмотря на жесткие и довольно болезненные экономические меры, в Польше не произошло разгула «дикого капитализма» как в России, также как и не сформировался кластер олигархов, но взамен этого Варшава смогла получить широкую прослойку среднего класса, который стал надежной базой для дальнейших экономических преобразований.

Все это привело к тому, что в настоящее время Всемирный Банк относит Польшу к странам с высоким уровнем дохода, она занимает 21 место по номинальному ВВП, 24 место в рейтинге стран по легкости ведения бизнеса.

Совокупность этих факторов делают ее одной из самых успешных экономик среди стран центральной Европы. Это привело к тому, что уже в 2017 году FTSE Group изменила индекс страны с развивающейся на развитую экономику. Однако, несмотря на серьезные экономические успехи, возросший уровень жизни, (ВВП по ППС на душу населения составляет 37,7 тыс. $, по данным МВФ на 2021 год, 44 место в мире) крупнейшие польские компании по-прежнему являются ресурсодобывающими.

Рейтинг возглавляет топливный концерн Orlen с доходом около 27 млрд. евро, второе и третье место также у компаний топливного сегмента – PGNiG и Grupa Lotos. Другими словами, польскому государству еще предстоит пройти длительный путь модернизации экономики, для того чтобы на передний план вышли наиболее современные и инновационные предприятия.

Автор: Денис Дроздов

Изображение на заставке: <a href=”https://www.freepik.com/free-photo/beautiful-low-angle-shot-eagles-nests-landscape-park-s-castle-poland_11505638.htm#query=poland&position=1&from_view=search”>Image by wirestock</a> on Freepik

Поделиться в сетях: