Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Мировой опыт: Политики каются за грехи предков

Просить прощения непросто. Надо, глядя человеку в глаза, честно признаться, что сделал ему гадость. Извиняться за чужие грехи гораздо проще. Особенно перед теми, кто от этих грехов лично не пострадал. К тому же, такие извинения могут быть выгодны. Неудивительно, что именно такие извинения предпочитают политики.
Не прошло и 150 лет с принятия Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещающей рабовладение, как Конгресс решил извиниться перед неграми за то, что на протяжении более чем двух столетий американские плантаторы владели их предками как скотом. Не прошло и 50 лет с того дня, когда Мартин Лютер Кинг со ступеней мемориала Линкольна в Вашингтоне рассказал всему миру, что мечтает о гармоничном сосуществовании черных и белых в США, как Конгресс покаялся перед чернокожими за то, что и после принятия Тринадцатой поправки их дискриминировали на основании “законов Джима Кроу”.

“Величайший народ на Земле, создавший лучшую государственную систему, запятнал себя рабством и ‘законами Джима Кроу‘, – посетовал автор проекта резолюции Стив Коэн (Steve Cohen) в своей речи в Конгрессе. – Когда мы создавали эту государственную систему, провозгласив, что все люди созданы равными, мы не обеспечили действительного равенства. Мы приложили много сил к тому, чтобы сделать наше общество более совершенным. Законы тоже помогают усовершенствовать общество, и в частности такие резолюции, в которых мы признаем наши ошибки и просим прощения, ибо каждый должен просить прощения за то плохое, что было сделано в прошлом. Тем самым мы начинаем диалог, который, будем надеяться, поможет нам лучше понять, что сегодня происходит в Америке и как мы к этому пришли”.

Есть одна небольшая деталь, о которой конгрессмен Коэн предпочел не упоминать в свой прочувствованной речи. Он представляет в нижней палате Конгресса девятый округ штата Теннесси. В этом штате к началу Гражданской войны насчитывалось больше 275 тысяч чернокожих рабов, а ныне крупнейший город штата Мемфис является одним из самых “черных” городов США: из более чем 1,2 миллиона жителей города больше 60 процентов – негры. Коэн – первый за почти полвека белый, представляющий Мемфис в Конгрессе. 7 августа в Мемфисе состоятся праймериз Демократической партии, к которой принадлежит Коэн. Почти все его соперники – негры. Если он проиграет, то лишится шансов сохранить свое место в Конгрессе.
Едва ли Коэну удастся разубедить въедливых политических обозревателей, что он решил быть “чернее черных”, чтобы получить поддержку чернокожих избирателей. С другой стороны, стоит кому-то начать упрекать его за политические спекуляции в расовом вопросе, как критика почти наверняка обвинят в неполиткорректности и, чего доброго, в расизме.

Это не первая покаянная резолюция американского Конгресса. В 1993 году он принял резолюцию с извинениями перед народом Гавайев за уничтожение Гавайского королевства ровно за сто лет до того. Проект резолюции подготовили два сенатора, представляющие штат Гавайи, – Дэниэл Акака (Daniel Akaka) и Дэниэл Инуйе (Daniel Inouye). Свою подпись под резолюцией поставил и президент Билл Клинтон. Противники резолюции утверждали, что нет надежных доказательств причастности американского правительства к государственному перевороту на Гавайях в 1893 году, в результате которого королева Лилиуокалани лишилась трона.

Через пять лет после переворота Гавайи были захвачены Соединенными Штатами. В 1959 году они стали пятидесятым (последним на сегодняшний день) штатом в составе США. Споры о том, являются ли коренные гавайцы коренными американцами (как индейцы), не утихли до сих пор.
Забавно, что один из авторов резолюции, Дэниэл Инуйе, по происхождению не гаваец, а японец (кстати, первый японец в Конгрессе).

Перед японоамериканцами власти США тоже извинялись. После бомбежки Перл-Харбора в декабре 1941 года около 120 тысяч японцев американского происхождения были изгнаны с тихоокеанского побережья, поскольку там ожидались высадки вражеских десантов. Военные подозревали шпиона в каждом японце, даже если у него было американское гражданство. Охваченное ура-патриотическим угаром общество было согласно. Президент Франклин Рузвельт в феврале 1942 года санкционировал интернирование японоамериканцев в 27 концлагерях, разбросанных в основном по Югу и Среднему Западу.

Закон об интернировании был отменен в 1945 году, а в 1988-м президент Рональд Рейган официально извинился перед японцами американского происхождения за “расовые предрассудки, военную истерию и политические ошибки” и выделил больше полутора миллиардов долларов на выплату компенсаций.
В феврале 2008 года Сенат принял резолюцию с извинениями перед индейцами за то, что правительство США многие годы сгоняло их с исконных земель и нарушало заключенные с племенами соглашения. “Прошлое нельзя стереть, – сокрушался автор проекта резолюции Сэм Браунбэк (Sam Brownback). – Но мы можем признать прошлые ошибки, выразить искренние соболезнования и вместе работать ради лучшего будущего для всех американцев”. А когда в июне канадский премьер Стивен Харпер (Stephen Harper) выступил с официальными извинениями перед канадскими индейцами за насильственную ассимиляцию, Браунбэк заявил, что президенту США Джоржу Бушу следовало бы брать с него пример.

Глава правительства Канады извинялся перед индейцами за то, что их предков во второй половине XIX и первой половине XX века, отрывая от семей, запирали в особые интернаты, где розгами вышибали из них родной язык, традиционные религиозные верования и привычный образ жизни. Эта практика основывалась на полной уверенности колониальных властей во всесилии и благотворности прогресса и в пагубности дикости в любом виде. Что касается практически уничтоженной самобытной индейской культуры, то тогдашние политики ее и культурой-то не считали. Нынешние вот сожалеют. Не исключено, что даже искренне.

Далеко не все канадские индейцы удовлетворились покаянием Харпера. Многие из них полагают, что логичным продолжением признания канадским правительством своей вины перед коренными жителями страны должна стать выплата материальных компенсаций и резкое увеличение финансирования племенных сообществ. Мало кто отваживается говорить о том, что эти сообщества, объявляющие себя последними хранителями культурного наследия древних индейцев, в основном являют собой обыкновенные сборища ряженых. Отдельные горячие головы даже порываются обвинить канадское правительство в геноциде.

Похожая ситуация сложилась в другой бывшей английской колонии – Австралии. В феврале 2008 года премьер-министр этой страны Кевин Радд (Kevin Rudd) выступил в парламенте с речью, в которой от лица государства принес извинения аборигенам за вытеснение с исконных территорий и насильственную европеизацию.

Ныне в Австралии с ее более чем 20-миллионным населением осталось менее полумиллиона аборигенов, но они отличаются завидной напористостью. Сразу после выступления Радда многие из них заявили о намерении подать иски с требованием материальных компенсаций. Отметим, что австралийский островной штат Тасмания является единственным, где существует фонд, из которого выплачиваются компенсации аборигенам, подвергшимся насильственной ассимиляции.

Но не только наследникам колониальных властей приходится каяться за грехи предков. Католическая церковь в последние годы извиняется не меньше. Папа Римский Иоанн Павел II в 2001 году впервые вышел в интернет ради того, чтобы опубликовать послание, в котором просил прощения у аборигенов Океании за то, что их насильно обращали в христианство и запирали в религиозных интернатах, отрывая от семей.

Он же извинялся перед православными за тысячелетние проклятия, которые посылали в их адрес католики, и простил их за проклятия, которыми они сами осыпали католиков. Кроме того, находясь в Греции, он извинился перед православным миром за разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году в ходе Четвертого Крестового похода, которое привело к расколу Византийской империи, который был преодолен (и то не полностью) лишь через 50 лет.

Правозащитники, помимо всего прочего, требовали от папы извинений за то, что Ватикан столетиями поощрял практику кастрации мальчиков ради сохранения у них ангельских голосов, которыми они потом пели при дворе понтифика.
Преемник Иоанна Павла II Бенедикт XVI пока не отметился громкими покаяниями за события многовековой давности. Зато едва ли не повсюду, куда он отправляется, его поджидают жертвы священников-педофилов, которые требуют от понтифика извинений. Папа вновь и вновь повторяет, что развратники в рясах противны и людям, и Богу, и вновь и вновь кается за чужие проступки. А уж как обиделись на него мусульмане за то, что он в одной из своих речей использовал цитату из средневекового византийского текста о том, что пророк Мухаммед принес в мир только зло, помнит весь мир. Папа, конечно, извинился, но долго еще не утихали митинги яростных исламистов и угрозы джихада.

Евреи не оставляют попыток вырвать у Ватикана извинения за то, что глава католической церкви Пий XII, чей понтификат пришелся на 1939-1958 годы, не выступил с открытым осуждением Холокоста. Даже рассекреченные в августе 2006 года документы, свидетельствующие о том, что по указанию Пия XII в римских монастырях прятали от нацистов евреев, не были признаны достаточным основанием для отказа от претензий.

Источник: https://lenta.ru/

Image By vecstock

Поделиться в сетях:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий