Жженов Георгий Степанович — Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту
Раздел Персоны

Жженов Георгий Степанович

Жженов Георгий Степанович

Годы жизни (9 (22) марта 1915 — 8 декабря 2005гг.)
Георгий Жженов родился 9 (22) марта 1915 года в Петрограде. Его родители имели крестьянское происхождение и были выходцами из Тверской губернии. Отец Степан Филиппович рано овдовел и остался с маленькими детьми на руках. Вскоре он женился на Марии Щелкиной, которая родила ему сына Георгия. Как вспоминал актер, семья жила небогато, да и отец часто пил, поднимая руку на супругу. Но мать проявляла терпение и доброту, поэтому сын всегда называл ее «моя прекрасная мама».

Свыше 20 лет Жженов прожил на Васильевском острове. Здесь будущий актер окончил седьмой класс трудовой школы. Для продолжения обучения по физико-математическому профилю нужно было выдержать экзаменационное испытание. Однако юноша предпочел карьеру политеха цирку и театру. Чтобы иметь возможность учиться в стенах эстрадно-циркового техникума, Георгий воспользовался документами брата и некоторое время представлялся Борисом. Правда, затем он признался, что пошутил, и педагоги его простили.
Вскоре Жженов вместе с сокурсником Ж. Смирновым подготовил эксцентричный номер «Китайский стол» и стал выступать в цирке «Шапито». Именно здесь его заметили режиссеры и пригласили сниматься в кино.

В 1932 году на экраны вышел первый фильм с участием артиста «Ошибка героя», в котором он сыграл тракториста.
Интересно, что эта картина стала дебютной для другого известного актера Е. Копеляна. Работа на съемочной площадке так впечатлила Георгия, что он твердо решил продолжить учебу в Ленинградском техникуме сценических искусств, из которого выпустился в 1935 году.
Правда, позднее Жженов признался, что «поменял здоровый запах манежа на запах ацетона в павильонах студии».
В это время Георгий был нарасхват, устроившись сразу на две киностудии «Ленфильм» и «Белгоскино», и снялся в нескольких картинах: «Чапаев», «Наследный принц республики» и «Золотые огни».

Убийство С. Кирова в конце 1934 года, который возглавлял Ленинград, открыло простор для массовых репрессий, обрушившихся на головы невинных людей. Одним из жертв кровавого молоха стал родной брат Георгия Борис, нелепо обвиненный в антисоветской деятельности. Досталось и семье, которой надлежало отправиться в ссылку в Казахстан. Георгий категорически отказался уезжать, и это ему дорого обошлось.

В 1938 году он участвовал в работе над фильмом «Комсомольцы» и поехал со съемочной группой на Дальний Восток в город Комсомольск-на-Амуре. В поезде он разговорился с американцем, приехавшим в СССР с деловым визитом. Это стало поводом для обвинения в шпионаже.
В июле 1938 года актер был арестован, ему присвоили порядковый номер 605, а через год получил пятилетний срок. «Я понял, что я щепка, которой как хотят, так и крутят», — вспоминал позднее актер.

В итоге Жженова отправили на Колыму, где он в течение 4 лет проработал на золотых приисках. Это были тяжелейшие годы, когда приходилось подолгу испытывать муки голода. Искавшая его мать направила сыну посылку, которую не могли доставить в поселение из-за бездорожья. Чудом Георгию удалось отпроситься у начальства, чтобы забрать долгожданный груз, мечты о котором провоцировали сильнейшие галлюцинации. В сильный мороз и буран он отправился за посылкой. Лишенный сил актер шел на последнем издыхании, но неожиданно помог начальник поселения, довезший его на санях. Несмотря на многочисленные просьбы отправить его отбывать наказание в Магаданский театр, на сцене которого выступали заключенные, Жженов разрешение на это так и не получил. Зато в 1943 году ему дали еще почти два года лагерей.

В это время актер знакомится с режиссером и актером К. Никаноровым, с которым будет дружить до его кончины. Перед самым окончанием войны весной 1945 года Георгий был досрочно освобожден за хорошее поведение и устроился в Магаданский заполярный драмтеатр. Спустя 2 года он вернулся в столицу и по протекции своего педагога С. Герасимова отправился в Свердловск, где начал сниматься в картине «Алитет уходит в горы». Но работа над ней была прервана и перенесена в Москву, где Жженову было находиться запрещено. Это вынудило его отправиться в провинциальный театр Павловска-на-Оке.

Но судьба вновь оказалась неблагосклонной к актеру.
В 1949 году он вновь был арестован и 6 месяцев провел в заключении в Горьком. Затем его отправили в заполярный Норильск, где до 1953 года служил в местном драматическом театре. После смерти И. Сталина наступила волна реабилитаций, под которую попал и Жженов.
В 1955 году по решению Ленинградского военного трибунала ему было возвращено честное имя.

После реабилитации Георгий Степанович поселился в Ленинграде и до 1962 года работал в Ленинградском областном драмтеатре, параллельно с этим с 1960 года выступая на сцене Театра им. Ленсовета. Также Жженов пытался возвратиться в кино, но долгое время удача его обходила стороной. Актеру в основном доставались эпизоды («На острове Дальнем», «Чужая родня») и роли в малозаметных фильмах («Гибель эскадры», «Хоккеисты»). Исключением можно назвать лишь работу в фильме «Ночной гость».
В 1961 году был снят кинофильм «Планета бурь», чей выход на экран совпал с полетом Ю. Гагарина в космос. Режиссер фильма решил представить свое видение освоения планет в скором будущем. Такой нетривиальный по меркам того времени сюжет позволил проявить себя и актерам, в том числе Георгию Степановичу, сыгравшему одну из самых запоминающихся ролей после возвращения из заключения.

Настоящий прорыв произошел там, где никто не ожидал.
В 1966 году Э. Рязанов задумал снять комедию «Берегись автомобиля» и на роль автоинспектора пригласил Жженова. Сыгранный им персонаж сразу полюбился зрителям, отметившим талант актера.
В 1968 году он предстал в образе генерала Тимерина в дилогии «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна». В этом же году из-за разгоревшегося конфликта с режиссером И. Владимировым Жженов переезжает в столицу, где долгое время проработал в театре им. Моссовета.

Как и в кино, на театральной сцене ему нередко доставались роли сильных личностей, идущих наперекор судьбе. Самыми успешными работами актера в московский период стали «Похороны в Калифорнии» (хозяин), «Ленинградский проспект» (Забродин), «Вечерний свет» (Арбузов). Отдельного внимания заслуживает роль престарелого адмирала Панаева в постановке по пьесе А. Штейна «Черный гардемарин». Актеру удалось убедительно показать нравственный облик героя, в котором сочетались глубокие моральные убеждения с истинной человечностью. Инспектор Гуль из спектакля «Он пришел» по пьесе Дж.Б. Пристили в исполнении Георгия Степановича был настолько убедителен и органичен, призывая со сцены к доброте и справедливости, что зритель порой думал, что перед ним настоящий полицейский, ведь актер играл практически без грима.
Прекрасно запомнилась поклонникам актера очень трогательная роль в спектакле «На Золотом озере», повествующем о любви двух пожилых людей и показывающая через призму их судьбы, как можно пронести через всю жизнь глубокие человеческие отношения.

У каждого человека есть эпизоды, про которые он может сказать, что это его звездный час. В жизни Георгия Степановича им стал фильм В. Дормана «Ошибка резидента», в котором он сыграл опытного разведчика графа Тульева, который был направлен в нашу страну для выполнения опасного задания. Картина произвела неизгладимое впечатление на советского зрителя, и по многочисленным заявкам трудящихся было решено снять продолжение под названием «Судьба резидента», вышедшее на экраны в 1970 году. Полюбившийся киногерой оставался со своими поклонниками и дальше, ведь режиссер после 12-летней паузы снял продолжение картины «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент», превратив ее в тетралогию.

Так получилось, что режиссеры предлагали Жженову роли героев с сильным и волевым характером.
В 1971 году он сыграл Вилли Старка в фильме «Вся королевская рать». Изначально в этой роли снимался П. Луспекаев, но его неожиданная смерть заставила начать все заново. Георгий Степанович не испугался заменить известного актера и сделал это блестяще.
В 1972 году закончились съемки фильма «Горячий снег», в котором Жженов ярко воплотил на экране образ генерала Бессонова, за что был удостоен Государственной премии.
Источник: https://stories-of-success.ru/

ЦИТАТЫ:
«Ненависть у меня есть к тем, кто родил и увековечил на какое-то время большевизм. К большевикам у меня ненависть есть, как к узурпаторам, к палачам. Но что толку? Как я ее выплескиваю? Вот я пишу, пишу, стараюсь держаться правды, не лукавлю, не умалчиваю ничего. А что, среди большевиков великолепные люди попадались. Конечно. Дай бог нам сейчас иметь в быту те правила и хотя бы часть тех законов, которые действовали при большевиках.»

«Все завтрашнее не котировалось - в цене было только сегодняшнее.
Выполнение плана было главным мерилом в оценке действий начальства. Борьба за план любыми средствами! Не считаясь ни с какими человеческими жертвами - людей хватит! Не хватит - привезут! Особенно «врагов народа»… Колыма этим «товаром» снабжалась последние годы регулярно и без ограничений - к этому привыкли все.»

«Господи!.. Какой я еще был мальчишка, теленок, смотревший на мир сквозь «розовые очки»!.. Да и не я один - большинство были такими. Так нас воспитали лицемерные вожди! Жизнь страны мы воспринимали прежде всего через ликование первомайских площадей, через физкультурный, хоровой энтузиазм праздничных стадионов!»