Жванецкий Михаил Михайлович – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Жванецкий Михаил Михайлович


Фото: Л.Л. Медведев / Использование

Годы жизни: 6 марта 1934 - 6 ноября 2020 гг.

Михаил Михайлович Жванецкий родился 6 марта 1934 года в городе Одессе (Украина) в семье врачей.

В 1956 году окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности "инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов".

В студенческие годы Жванецкий участвовал в самодеятельности, создал студенческий театр миниатюр "Парнас-2". Для театра начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял.

В 1956-1960 годах работал в Одесском морском торговом порту механиком, инженером по подъемно-транспортным механизмам на одесском заводе "Продмаш".
В 1960 году перешел на работу в Центральное проектно-конструкторское бюро.

В 1964-1969 годах работал Ленинградском театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина. С Райкиным Жванецкий познакомился в 1963 году во время гастролей театра в Одессе, произведения начинающего литератора были включены в репертуар театра, а в 1964 году Жванецкий занял должность заведующего литературной частью театра миниатюр.
Вместе с Михаилом Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу "Светофор", в которой впервые прозвучали легендарные миниатюры "Авас", "Дефицит", "Век техники".

В период работы в театре Жванецкий творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более 300 миниатюр и монологов.
В 1970 году Михаил Жванецкий вместе с Карцевым и Ильиченко создали в Одессе Театр миниатюр при филармонии.

В 1972 году Жванецкого пригласили в Московский театр миниатюр (впоследствии "Эрмитаж") на должность помощника главного режиссера. В эти годы он приобрел всесоюзную известность.

В 1972-1974 годах Михаил Жванецкий был режиссером-постановщиком Государственного концертно-гастрольного объединения "Росконцерт".

В 1981-1983 годах работал литературным сотрудником в издательстве "Молодая гвардия".
В 1988 году Михаил Жванецкий создал Московский театр миниатюр, бессменным художественным руководителем которого он является. В театре по произведениям сатирика были созданы спектакли "Птичий полет" (1988), "Избранное" (1988), "Политическое кабаре" (1989), "Моя Одесса" (1994), "Престарелый сорванец" (1999) и другие.

Михаил Жванецкий является автором книг: "Встречи на улицах" (1982), "Год за два" (1987), "Когда нужны герои" (1992), "Моя Одесса" (1993). В 2001 году в издательстве "Время" вышло четырехтомное "Собрание произведений" Михаила Жванецкого, а 2006 году – пятый том "Собрания произведений" под названием "XXI век".

Михаил Жванецкий был ведущим ежемесячной телепередачи "Дежурный по стране" на телеканале "Россия 1".

С 1978 года Жванецкий являлся членом Союза писателей СССР/России. Член Союза писателей Москвы и Русского Пен-центра.

Михаил Жванецкий – народный артист Украины (1999), народный артист России (2012), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2001), заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым (2002). Он является лауреатом Премии президента РФ в области литературы и искусства (2001), а также лауреатом независимой премии "Триумф" (1994). Награжден орденом Дружбы народов (1994), орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2009).

Президент Всемирного клуба одесситов, почетный гражданин города Одессы (1994).

В 2009 году в честь 75-летия писателя в городе Одессе бульвар Искусств (бывший Комсомольский) был переименован в бульвар Михаила Жванецкого.

2 декабря 2019 года закрыл передачу «Дежурный по стране», как позже оказалось, это было связано с болезнью.

В октябре 2020 года его директор Олег Сташкевич сообщил, что Жванецкий принял решение закончить концертную деятельность по состоянию здоровья.

Скончался в реанимации 6 ноября 2020 года в Москве в возрасте 86 лет.

Источник: https://ria.ru/

Интересные факты

► В студенческие годы Жванецкий занимался спортивной гимнастикой, имел второй разряд, и даже выступал на соревнованиях, защищая честь родного института. К спорту он остается неравнодушен на всю жизнь: и в жизни, и в произведениях.

► Всю жизнь Михаил Жванецкий не расстается на сцене со знаменитым отцовским портфелем. Старый и безнадежно потертый, он выглядит музейным экспонатом родом из довоенного прошлого. «В портфеле, с которым я выхожу на сцену, мой отец носил истории болезней своих пациентов», – говорит сатрик. Он считает папино наследство талисманом и бережет его, как музыкант скрипку Страдивари.
Этот старый портфель, вероятно, единственный в мире, которому поставили памятник. Его точная копия, отлитая в бронзе, установлена на небольшом постаменте на набережной Ялты, у главного входа в концертный зал «Юбилейный». Бронзовый портфель, как и его кожаный прототип, имеет ширину 50,75 см, толщину 16 см и высоту 43,5 см. А вот весит он побольше оригинала – целых 67 кг.

► В театре «Современник» был поставлен спектакль, одним из персонажей которого стал сам Михаил Жванецкий, которого блестяще сыграл Александр Филиппенко. Спектакль-фантасмагория назывался «Сон Гафта, пересказанный Виктюком».

ЦИТАТЫ:
«В историю трудно войти, но легко вляпаться».

«Удача улыбается смелым...»

«Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве».

«Все идет хорошо, только мимо».

«Оптимист верит, что мы живем в лучшем из миров. Пессимист боится, что так оно и есть».

«Запретных вещей нет, есть вещи нерекомендованные».

«Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно».

«Вначале было Слово.... Однако, судя по тому, как развивались события дальше, Слово было непечатным».

«Весь день не спишь, всю ночь не ешь, — конечно, устаешь...»

«Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один».

«Любого автомобиля хватит до конца жизни, если ездить достаточно лихо».

«Лучше с любовью заниматься трудом, чем с трудом заниматься любовью».

«Только в день рожденья узнаешь, сколько в мире ненужных вещей».

«Чистая совесть — признак плохой памяти».

«Счастлив ли? В разное время на этот вопрос отвечал по-разному, но всегда — отрицательно».

«Концов счастливых не бывает. Если счастливый, значит не конец».

«Огромное счастье — видеть настоящую кровавую героическую жизнь и в ней не участвовать».

«Счастье — это увидеть туалет и успеть до него добежать».