Гумилёв Николай Степанович — Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту
Раздел Персоны

Гумилёв Николай Степанович

Гумилёв Николай Степанович

Годы жизни: 3 апреля 1886 - 26 августа 1921 гг.

Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля (3 апреля по старому стилю) 1886 года в Кронштадте.
Его отец служил судовым врачом. Детство Николая прошло в Царском Селе.
В 1900-1902 годах семья жила в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), там же в 1902 году появилось в печати первое стихотворение Николая Гумилева "Я в лес бежал из городов…" в газете "Тифлисский листок".
В 1903 году семья вернулась в Царское Село, поэт поступил в гимназию, директором которой был поэт Иннокентий Анненский.
В 1906 году Гумилев окончил гимназию и поступил в Сорбонну в Париже.
К этому времени он уже был автором сборника стихов "Путь конквистадоров" (1905), изданного на средства родителей. Книгу заметил поэт-символист Валерий Брюсов.

В Париже Гумилев издавал журнал "Сириус", вел переписку с Брюсовым, которому отправлял свои стихи, статьи и рассказы, часть из них публиковалась в журнале символистов "Весы".
С 1907 года Гумилев много путешествовал, трижды был в Африке.
В 1913 году в качестве начальника Африканской экспедиции по командировке Академии наук совершил поездку на Сомалийский полуостров.
В 1908 году он вернулся в Россию и был зачислен на юридический факультет Петербургского университета, с 1909 года слушал лекции на историко-филологическом факультете, но курс не окончил.

С весны 1909 года Николай Гумилев участвовал в подготовке к изданию журнала "Аполлон", где стал одним из основных сотрудников. В этом же году он стал одним из создателей поэтического общества "Академии стиха" (Общество ревнителей художественного слова), в которое входили поэты Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов и др.

Осенью 1911 года Гумилев вместе с поэтом Сергеем Городецким создал литературное объединение "Цех поэтов", а также программу нового литературного направления — акмеизм.
В октябре 1912 года вышел первый номер журнала "Гиперборей", в редакцию которого вошел Гумилев.

В эти годы поэт выпустил несколько сборников — "Романтические цветы" (1908), "Жемчуга" (1910) и "Чужое небо" (1912), в который, кроме своих произведений, Гумилев включил переводы стихов Теофиля Готье.
В 1914 году он опубликовал полный стихотворный перевод книги Теофиля Готье "Эмали и камеи".

С началом Первой мировой войны (1914-1918), несмотря на освобождение от военной службы, Николай Гумилев ушел добровольцем на фронт, зачислившись вольноопределяющимся в лейб-гвардии уланский полк.
К концу 1915 года он был награжден двумя Георгиевскими крестами (III и IV степеней).
В марте 1916 года Гумилев был произведен в прапорщики и переведен в 5-й гусарский Александрийский полк.
В 1917 году уехал в Париж в связи с переброской на Салоникский фронт.
В январе 1918 года после расформирования управления военного комиссара, к которому он был приписан, Гумилев отправился в Лондон, а затем в апреле 1918 года вернулся в Россию.

В годы Гумилев войны не прекращал литературной деятельности: был издан сборник "Колчан" (1916), написаны пьесы "Гондола" (1917) и "Отравленная туника" (1917), цикл очерков "Записки кавалериста" (1915-1916).

В 1918-1921 годах поэт был членом редколлегии издательства "Всемирная литература", руководил воссозданным "Цехом поэтов", а в 1921 году — Петроградским отделением Союза поэтов.
С 1919 года вел преподавательскую деятельность в Институте истории искусств, в Институте живого слова и во многих литературных студиях.
Под руководством Гумилева работала переводческая студия, он был наставником молодых поэтов из студии "Звучащая раковина".
В августе 1921 года вышли сборники его стихов "Шатер" и "Огненный столп".

3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. 24 августа было издано постановление Петроградской Губернской чрезвычайной комиссии о расстреле 61 человека за участие в "Таганцевском контрреволюционном заговоре", среди приговоренных был Николай Гумилев. Долгое время точная дата смерти поэта была неизвестна.
В 2014 году при работе с документами о расстрелах в период с 1918 по 1941 год историкам удалось обнаружить отметки о выдаче поэта для исполнения смертного приговора. Гумилева расстреляли в ночь на 26 августа 1921 года.
В 1992 году поэт был официально реабилитирован.

Гумилев был дважды женат. В 1910-1918 годах его супругой была поэтесса Анна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, 1889-1966), в 1912 году у них родился сын Лев Гумилев (1912-1992) — известный историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик. Второй женой Николая Гумилева стала Анна Энгельгардт (1895-1942), дочь историка и литературоведа Николая Энгельгарта. От этого союза в 1919 году родилась дочь Елена, которая скончалась от голода во время блокады Ленинграда в 1942 году.
У Николая Гумилева был сын Орест Высотский (1913-1992) от актрисы Ольги Высотской. Его мемуары об отце были опубликованы под названием "Николай Гумилев глазами сына".

Единственный в России музей Николая Гумилева открыт в городе Бежецке Тверской области в деревне Слепнево в сохранившейся родовой усадьбе семьи Гумилевых.
Там же, в Бежецке, установлен памятник поэту и его семье — первой жене Анне Ахматовой и сыну Льву Гумилеву. Памятники Николаю Гумилеву открыты в Коктебеле (Крым) и в поселке Шилово Рязанской области.
Источник: https://ria.ru/

Интересные факты
► В Первую мировую войну Гумилев добровольцем ушел на фронт, хотя его признали негодным для несения службы из-за косоглазия. Поэт вынужден был подкупить писаря, сидевшего в медкомиссии. Таким образом ему удалось прорваться на место боевых действий, где поэт воевал до 1917 года.

► Гумилев отличался доблестью и храбростью в сражениях, за что его наградили Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.

► Современники отмечали сугубую цивильность и книжность поэта. Он вел себя даже во время войны предельно корректно по отношению к сослуживцам. Принимая участие во множестве кровавых боев, поэт не очерствел, а сохранил в душе детскую непосредственность.

► Однажды Гумилев принимал участие в нелепой дуэли с Волошиным. Поводом к этому стало заочное оскорбление Елизаветы Дмитриевой, которое Максимилиан усмотрел в словах Николая, за что и вызвал того на дуэль. Оба поэта стреляться не хотели, но пришлось. Курок Волошина дал осечку, а Гумилев пальнул один раз в воздух. На этом все закончилось.

► Иногда Николай Степанович в порыве гнева или досады сжигал плоды своего творчества. Подобное происходило, когда Гумилев посвящал стихи Ахматовой, а она всегда критиковала его поэзию. После очередной ссоры сгорела в огне пьеса «Шут короля Бативоля».

► Поэт всегда имел завидноое самообладание. Говорят, что перед смертью он попросил у чекистов выкурить папиросу. Благодаря своей выдержке, он спокойно стоял и дымил, при этом на его лице не дрогнул ни один мускул, чего нельзя было сказать о других арестантах.

► В честь Николая Гумилева был назван астероид под номером 4556.

ЦИТАТЫ:
«Как пожар в лесу, любовь - в судьбе».

«Правдива смерть, а жизнь бормочет ложь».

«Мир лишь луч от лика друга, все иное - тень его».

«Детски-мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания, - вот то, что нам даёт неведомое».

«Первое, что привлекает внимание читателя и, по всей вероятности, является важнейшим, хотя часто бессознательным, основанием для создания стихотворения - это мысль или, точнее, образ, потому что поэт мыслит образами».

«Из всего сказанного видно, что переводчик поэта должен быть сам поэтом, а, кроме того, внимательным исследователем и проникновенным критиком, который, выбирая наиболее характерное для каждого автора, позволяет себе, в случае необходимости, жертвовать остальным. И он должен забыть свою личность, думая только о личности автора».

«Бедность воображения обнаружит тот, кто эволюцию личности будет представлять себе всегда в условиях времени и пространства».

«В стихах часто встречаются параллелизмы, повторения полные, перевернутые, сокращенные, точные указания времени или места, цитаты, вкрапленные в строфу, и прочие приемы особого, гипнотизирующего воздействия на читателя. Их рекомендуется сохранять тщательно, жертвуя для этого менее существенным. Кроме того, многие поэты обращали большое внимание на смысловое значение рифмы».