Бернес Марк Наумович – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Бернес Марк Наумович

Годы жизни: 8 октября 1911 - 16 августа 1969 гг.

Марк Наумович Бернес (настоящая фамилия — Нейман) родился 8 октября (25 сентября по старому стилю) 1911 года в Нежине на Украине.

Его отец, Наум Самойлович Нейман был служащим в артели по сбору утильсырья, мать, Фаня Филипповна — домохозяйкой. В 1916 году Марк вместе с семьей переехал в Харьков.

После окончания школы родители отправили его учиться на счетовода в Харьковское торгово-промышленное училище. Но Марка Бернеса с детства тянуло к театру. Он стал работать расклейщиком афиш, а затем – зазывалой (приглашал публику на спектакль).

Дебютировал в 1928 году на сцене харьковского музыкального театра "Миссури" (официант в оперетте "Мадам Помпадур" Лео Фалля).

В 1929 году окончил театральные курсы в Харькове, после чего переехал в Москву, где сначала работал статистом в нескольких театрах, в том числе Малом и Большом.

В 1930-1933 годах Бернес был актером Московского драматического театра (бывший театр Корша). В начале 1933 года он перешёл работать в Театр революции.

Творческая деятельность

С 1935 года Марк Бернес снимался в кино. После эпизодических ролей в фильмах "Заключённые" (1936) и "Шахтёры" (1937), последовали заметные роли в фильмах "Человек с ружьём" (1938), "Истребители" (1939), "Большая жизнь" (1939).

Большую популярность Марку Бернесу принесли роли в кинокартинах, посвященных Великой Отечественной войне: Аркадий Дзюбин ("Два бойца", 1943), фронтовой шофёр Минутка ("Великий перелом", 1945), матрос Чмыга ("Третий удар", 1948).

В последующие годы Марк Бернес сыграл в кино запомнившиеся зрителям роли: Умар Магомет ("Далеко от Москвы", 1950), Косарев ("Тарас Шевченко", 1951), корабельный врач ("Максимка", 1952), Чубук ("Школа мужества", 1954), старый вор Огонек ("Ночной патруль", 1958), Караваев ("Женя, Женечка и Катюша", 1967) и др.

Работа над фильмом "Человек с ружьем" положила начало и эстрадному пению Бернеса. Именно в этом фильме он исполнил ставшую популярной и широко известной песню Павла Арманда "Тучи над городом встали". Очень полюбилась зрителям и песня "В далекий край товарищ улетает", исполненная Бернесом в фильме "Истребители" (композитор Никита Богословский).

Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу.

В Москве начал выступать с конца 1940-х годов. Он исполнял песни советских композиторов на эстраде, радио и телевидении. В его репертуаре были такие песни, как "В жизни так случается", "Шаланды полные кефали", "Полевая почта", "Песенка влюбленного шофера", "Путь дорожка фронтовая", "В дальнем рейсе", "Я люблю тебя, жизнь", "Хотят ли русские войны?", "Темная ночь", "Враги сожгли родную хату", "Три года ты мне снилась…", "Сережка с Малой Бронной...", "Я работаю волшебником", "Журавли" и многие другие.

Для Бернеса писали песни Матвей Блантер, Никита Богословский, Ян Френкель, Андрей Эшпай, Эдуард Колмановский и другие известные композиторы. Бернес придавал огромное значение стихотворной, смысловой стороне песни и сотрудничал с известными поэтами Расулом Гамзатовым, Константином Вашенкиным, Евгением Долматовским, Евгением Евтушенко и другими.

Скончался Марк Бернес 16 августа 1969 года от рака лёгких. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды и признание

Марк Бернес - Народный артист РСФСР (1965), лауреат Государственной премии СССР (1951), награжден орденами "Знак Почета" (1939) и Красной Звезды (1943), медалями.

Именем Марка Бернеса в 1978 году была названа одна из малых планет Солнечной системы — 3038 Bernes.

В 1996 году на доме, где жил Бернес, была установлена мемориальная доска.

Источник: https://ria.ru/

Интересные факты

► Во время подготовки к роли Аркадия Дзюбина Бернес овладел одесским говорком, не расставался с солдатским обмундированием, привыкал чувствовать на себе военную форму, но никак не мог почувствовать себя солдатом Дзюбиным. Уже поговаривали о замене актера.

Как-то он шел со студии, удрученный: может, правы товарищи – не сложится роль, напрасно бьется с ним режиссер. Почти машинально забрел в парикмахерскую, попросил постричь. Рассеянно взглянул на себя в зеркало только тогда, когда поднялся с кресла, - ну и вид! Фасончик «под бокс»: короткие виски, голый затылок, небрежная челочка – явление Дзюбина народу! Он готов был поделиться нечаянной удачей с девушкой-парикмахером – а она просто-напросто не умела стричь.

► После выхода на экраны фильма «Два бойца», где Марк Бернес сыграл роль одессита Аркадия Дзюбина, жители Одессы стали считать Марка Наумовича своим земляком. Однажды, после очередной встречи со зрителями, в ходе которой Бернес объяснял, что никогда не жил в Одессе, к нему подошел человек и с обидой сказал: «Вот так и бывает, когда человек выходит в люди, он уже стесняется родного гнезда. Между прочим, Одесса не такой плохой город, чтоб его стесняться».

► О его непростом характере Бернеса современники рассказывали немало историй. Он отпугивал композиторов и поэтов с той же легкостью, с какой и влюблял их в себя, при этом многие композиторы мечтали, чтобы именно Бернес спел их песни. Авторы во время работы с Бернесом часто ругали себя за то, что связались с «привередливым Марком», который будил их по ночам звонками, требуя изменить очередную строку, изводя аргументом: «Вы написали, а мне петь!». И авторы шли на поводу у исполнителя, переделывали тексты, а потом включали их в свои сборники в бернесовской редакции. Иначе было уже невозможно: именно в интерпретации Бернеса запоминали эти произведения слушатели, что, в общем, и было высшей наградой для композиторов и поэтов-песенников.

► В августе 1964 года после прошедшего пленума ЦК, на котором был смещен Никита Хрущев, к власти пришел Брежнев. Никита Богословский вместе с поэтом Сергеем Михалковым в ресторане элитной столичной гостиницы пили кофе с коньяком. К ним подсел Марк Бернес. И Богословский его решил разыграть.

— Знаешь, Марк, — сказал он Бернесу, — мы с Сережей только что в та-акой бане побывали! Там сам Брежнев парится.

— А мне туда можно попасть? — ответил Бернес.

— Не знаю, не знаю, сам должен понимать — баня режимная. Но если получится, мы тебе позвоним.

Прошло две недели. Вновь встретившись с Михалковым, Богословский набрал номер Бернеса: «Марик, привет. Значит, так: через час встречаемся у «Метрополя». Едем в брежневскую баню». Посадив ничего не подозревающего Бернеса в свою «Волгу», Богословский начал возить его по Москве. «Это чтобы за нами никто не увязался», — объяснял доверчивому другу свои маневры Никита Владимирович. Наконец «Волга» въехала в какой-то туннель. «Это черный ход», — пояснил Богословский. По длинным коридорам они проследовали в большую комнату с резной мебелью и коврами. «Давай раздевайся, — сказал Никита Владимирович Бернесу. — Раздевайся и иди — первая дверь направо как раз комната банщика. А мы с Сережей по рюмочке выпьем и тебя догоним». Бернес разделся и голым отправился искать банщика. Как и сказал Богословский, Марк Наумович смело взялся за первую дверь в коридоре и… оказался в многолюдном банкетном зале ресторана «Славянский базар», где в этот момент проходил большой банкет. Богословский с Михалковым несколько месяцев предпочитали не попадаться Бернесу на глаза.

Источник: http://chtoby-pomnili.net/

Цитаты

«Я не люблю сытых, благополучных песен. Если несчастный человек станет чуть счастливее, если вдруг услышит, что кто-то разделил его одиночество, – значит, с моей песней все обстоит благополучно…»

«Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно!»

 

Фото: https://interesnyefakty.org/