Александров Григорий Васильевич – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Александров Григорий Васильевич


Фото: общественное достояние / Использование

Годы жизни: 23 января 1903 - 16 декабря 1983 гг.

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия — Мормоненко) родился 23 (по старому стилю 10) января 1903 года в Екатеринбурге.

В 1915 году Александров был определен на работу в Екатеринбургский оперный театр, где был рассыльным, помощником бутафора и осветителя.

В 1917 году Александров окончил Екатеринбургскую музыкальную школу (по классу скрипки).

Во время Гражданской войны Григорий воевал на Восточном фронте, состоял при политотделе 3-й армии и был заведующим театром фронта.

В 1920 году Григорий Александров окончил режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе и был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора.  Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимался монтажом.

В 1921 году Александров был принят в труппу Первого рабочего театра, где познакомился с режиссером Сергеем Эйзенштейном. Вместе они участвовали в создании нескольких спектаклей, а с 1924 года перешли работать в кино. В 1929 — 1932 годах Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров путешествовали по Европе, вместе работали в США, где обучались мастерству у своих коллег в Голливуде. Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным.

В 1932 году Александров возвратился в СССР и снял фильм "Интернационал", прославляющий вождя и его политику.

Был женат на актрисе Любови Орловой, сыгравшей главные роли в большинстве его картин.

Великая Отечественная война застала Александрова и Орлову на отдыхе под Ригой. Они спешно возвратились в Москву. Во время одного из налетов Александров получил контузию и повредил позвоночник.

В конце октября 1941 года вместе с другими сотрудниками "Мосфильма" Александров и Орлова были эвакуированы в Алма-Ату. Вскоре режиссера направили в Баку руководить местной студией.

В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву — в должности руководителя "Мосфильма".

С 1950 по 1957 Александров был художественным руководителем режиссерского курса во ВГИКе.

16 декабря 1983 года Григорий Александров скончался от инфекции в почках. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1934 году режиссер закончил съемки музыкального фильма "Веселые ребята" с Леонидом Утесовым и актрисой Любовью Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, Наркомат просвещения РСФСР картину запретил. Однако Максим Горький добился одобрения Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссер соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. С "Веселых ребят" начался "звездный" путь актрисы Любови Орловой и дебютантов в кино композитора Исаака Дунаевского, поэта Василия Лебедева-Кумача.  Картина имела успех и за рубежом, удостоившись приза Венецианского кинофестиваля.

В 1936 году Александров снял фильм "Цирк", снова задействовав в главной женской роли Орлову. На Международной выставке в Париже в 1937 году фильм был удостоен высшей награды.

В 1938 году режиссер закончил комедию "Волга-Волга", имевшую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Любовь Орлова.

В 1947 году Александров поставил комедию "Весна" с музыкой Дунаевского. Орлова исполнила сразу две роли — жизнерадостной актрисы Веры Шатровой и суровой женщины-ученого Ирины Никитиной. "Весну" смонтировали в сжатые сроки, чтобы представить на конкурсный просмотр Венецианского фестиваля 1947 года. Картина была отмечена премией. Орлова разделила звание лучшей актрисы года с Ингрид Бергман. Успех сопутствовал "Весне" и на международных фестивалях в Марианских Лазнях и Локарно.

В 1949 году Александров снял военный фильм "Встреча на Эльбе", отмеченный на кинофестивалях в Братиславе, Готвальдове и Марианских Лазнях.

В 1952 году режиссер выпустил биографическую картину "Композитор Глинка". Он получил Приз иностранных критиков на МКФ в Локарно и почетный диплом Эдинбургского кинофестиваля. Следующий фильм Александрова "Русский сувенир" был признан неудавшимся, а его последняя лента "Скворец и лира" даже не была выпущена на экраны.

НАГРАДЫ И ПРИЗНАНИЕ

Григорий Александров был удостоен звания Народного артиста СССР (1948).

Александров был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового красного знамени, орденом Дружбы народов, орденом Красной звезды. Лауреат Сталинской премии (1941 и 1950 год).

Источник: https://ria.ru/

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В годы ВОВ Григорий Александров занимался кинохроникой. Одной из первых документальных лент 1941-го стал «Боевой киносборник № 1», над которым трудились многие режиссеры и операторы, прошедшие дорогами войны. Эта картина с успехом демонстрировалась и в тылу, и на передовой. В "Боевом киносборнике № 4" принял участие Виктор Васильевич Талалихин - Герой Советского Союза, знаменитый летчик.

В политическом фильме «Встреча на Эльбе» (1949) прозвучала музыка Шостаковича, впоследствии ставшая гимном мира, она звучала на всех конгрессах, в здании ООН. А сам фильм – о торжестве победы над фашизмом – стал лидером советского кинопроката. В 1950-м Любовь Орлова и Григорий Александров за этот фильм получили Сталинскую премию.

Первой женой Григория Александрова была Ольга Иванова, солистка ансамбля «Синяя блуза». У супругов в 1925-м родился сын Дуглас (Василий), который пошел по стопам отца, окончив сценарное отделение ВГИКа, в 1952-м был обвинен в антисоветской деятельности, год сидел в Бутырской тюрьме. Скончался после второго инфаркта в 1978-м.

В 1983 году Александров снял документальный фильм о своей жене "Любовь Орлова".

Источник: https://www.liveinternet.ru/

ЦИТАТЫ

«Смех может быть и злым, выжигaющим сaтирическим огнем все то, что мешaет человеку и человечеству быть счaстливым. Но все-тaки глaвным, пронизывaющим всю комедию, должен быть юмор».

«И комедию, и комическое не следует оценивaть только с позиций голого здрaвого смыслa. Тут обязaтельно зaпутaешься. В комедии особое место и знaчение имеет подтекст. И мне кaжется, что искусство подтекстa является искусством не столько литерaтурным, сколько режиссерским и aктерским. У Кaрлa Мaрксa я узнaл, что ход сaмой истории преврaщaет устaревшую форму жизни в предмет комедии».

«Искусство смешить - это, пожaлуй, одно из сaмых трудных искусств».

«Я бы скaзaл, что юмор - сок жизни. Юмор похож нa мaсло, которое нужно для смaзки мaшин. И действительно, всякaя мaшинa, дaже тяжеловесный тaнк из крепчaйшего метaллa, не пойдет без смaзки».

«Чем глубже знaния, чем шире круг нaблюдений, чем больше опыт жизни, тем ярче рaсцветaет творческaя мысль, тем обильнее творческий урожaй…»

«Аплодисменты бывaют рaзные. Бывaет, что aплодируют вяло, словно рaздумывaя: "А достaточно ли хорошо то, чему aплодируем?" Аплодисменты бывaют бурные, кaк нaбегaющий морской вaл, который яростно бьет о берег. Жидкие… Официaльные - холодные. Громовые. Сaмое стрaшное - это гром молчaния».

«Первый период звукового кино дaли зрителю, в сущности, теaтрaльные спектaкли, снятые нa кинопленку. Вместо динaмики, вместо движения было легче не действовaть, a говорить, произносить словa».

«Сaтирa, хлесткий юмор, кaрикaтурa - это оружие борьбы с отживaющим, мешaющим продвижению вперед. А вот веселость, жизнерaдостность - это зaмечaтельное средство утверждения нового, средство, вызывaющее у людей вдохновение».