Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опубликовано в категории Мировой опыт

Опыт промышленной кооперации в малом и среднем бизнесе

В развитых странах производственная кооперация и, в частности, субконтрактация относятся к естественным инструментам повышения эффективности промышленного производства и обеспечения общего экономического роста. Субконтрактация явилась одним из слагаемых, обеспечивших высокие темпы экономического развития в таких странах, как Япония, США, Германия, Франция, Италия, Испания, Турция.

Так в Японии, в начале 80-х г.г. доля малых фирм, работающих по субконтрактным схемам, составила 65%, причем в электронной промышленности (основной отрасли японской экономики) эта цифра достигала 86%.
Сегодня в процесс промышленной кооперации в странах Европейского Сообщества вовлечено более 350 тыс. предприятий, что обеспечивает рабочими местами более 4 млн. чел. Общий объем продукции, произведенной по субконтрактам, в 1999 году превысил 35 млрд. евро, что составляет около 15% всего объема продукции, выпускаемой в странах ЕС.

В построении отношений кооперации выделяют две модели, которые в литературе получили название американской и японской.
Американская модель основана на взаимодействии большого числа заказчиков и исполнителей, то есть требует развитого рынка субконтрактации. Основным критерием отбора исполнителей заказа служит предлагаемая цена. Такая система существует в тесной связи с развитым малым предпринимательством, инновационной активностью фирм-исполнителей, доступностью лизинговых отношений для субконтракторов и т.п. Для американской модели отношения между заказчиком и исполнителем строятся в рамках одного конкретного заказа и не рассчитаны на долгосрочную перспективу. Широкое предложение со стороны исполнителей позволяет заказчику выбрать наилучший вариант для исполнения своего заказа.

Обычно крупное автомобилестроительное предприятие имеет 2-2,5 тыс. субконтракторов. Такие гиганты американского автомобилестроения, как Chrysler, Ford и General Motors, изготавливают самостоятельно чуть больше 1/3 комплектующих. Остальные комплектующие поставляются в рамках договоров подряда.
В Лос-Анджелесе десятки километров вдоль шоссе и огромные площади занимают одноэтажные цеха узкоспециализированных производств. Рядом соседствуют производство агрегатов ходовой части автомобилей и небольшое производство по ремонту бамперов, промышленная типография, упаковка, литейное производство, цех механообработки, производство промышленных датчиков и т.д. Территории этих предприятий ничем не отгорожены — погрузчик въезжает, забирает готовые изделия и везет в следующий цех. Нигде оборудование не простаивает, все загружено в соответствии с программой выпуска продукции. То же самое можно встретить и в Юго-восточной Азии и в Европе. География разная, однако, принципы построения эффективного производства одни и те же.
Развитию американской модели промышленной кооперации в сфере малого и среднего бизнеса способствовала не только либеральная экономическая политика, но и система государственных заказов, в частности для оборонного сектора.

Японская модель характеризуется ранжированием предприятий-субконтракторов в зависимости от располагаемых производственных мощностей и уровня технологии. В Японии сложилась многоуровневая система субконтрактации: контрактор передает заказ нескольким субконтракторам, которые в свою очередь сотрудничают с субконтракторами более низкого уровня.
Крупное японское автомобилестроительное предприятие имеет в среднем 300-400 субконтракторов. С субконтракторами первого уровня устанавливаются прямые долгосрочные отношения.

Такие гиганты японского автомобилестроения, как Nissan и Toyota, самостоятельно производят чуть больше 1/4 используемых комплектующих, получая остальные по субконтрактным заказам. Критериями отбора субконтаркторов служат, в первую очередь, не цены, а качество, техническая совместимость изделий, надежность партнеров. Обычно контракт заключается на период выпуска определенной модели изделия и продляется в будущем, если партнер удовлетворяет заказчика. Что касается цены, то японские контракторы отказались от идеи ее сбивания путем организации конкурентной борьбы между субконтракторами. Наоборот, заказчики стремятся установить прочные партнерские отношения с исполнителями для повышения эффективности производства. И хотя начальная цена устанавливается на основе детальной сметы затрат, впоследствии к ней прибавляется доля экономического эффекта, получаемого контрактором. Начальная цена учитывает и прибыль субконтрактора, и амортизацию используемого оборудования, и увеличение цен на сырье. Особенностью японской модели промышленной кооперации является тесная производственно-техническая интеграция крупных заказчиков и более мелких исполнителей. Часто заказчик поддерживает регулярные контакты с исполнителем, принимает активное участие в освоении производства комплектующих, оказывает содействие в повышении контроля качества, предоставляет техническую, технологическую и финансовую помощь. Японская модель кооперации позволяет сформировать отраслевые и межотраслевые кластеры, что является ее несомненным преимуществом перед американской моделью.

Анализируя две представленные модели промышленной кооперации, эксперты пришли к выводу, что автомобильная промышленность Японии в сравнении с автомобильной промышленностью США имеет на 300-600 долл. больший выигрыш на произведенный автомобиль (эти цифры подтвердились и для филиалов японских компаний за рубежом).

Рассмотрим опыт Испании в развитии субконтрактных отношений. С середины 70-х г.г. XX в. в Испании, значительно отстававшей от ведущих индустриальных стран по конкурентоспособности своей промышленности, началось активное внедрение механизмов производственной кооперации и субконтрактации. Инициаторами проекта стали: торгово-промышленные палаты, Институт малых и средних предприятий, Институт внешней торговли. Основная идея заключалась в преодолении экономического кризиса путем загрузки испанских промышленных предприятий производственными заказами крупных транснациональных компаний (преимущественно автомобильных).
На базе Торгово-промышленной палаты г. Бильбао был создан Центр промышленной кооперации и субподряда, к которому впоследствии прибавился Международный выставочный центр (один из крупнейших в мире). На начальном этапе деятельности ТПП г. Бильбао была сформирована база данных предприятий-субконтракторов, содержащая информацию о выпускаемой продукции и производственных возможностях испанских фирм. На основе созданной базы данных был выпущен соответствующий каталог субконтракторов.
Важным этапом развития системы субконтрактации в Испании стало участие предприятий-субконтракторов в монографических специализированных выставках (Чикаго, Копенгаген, Париж, Ганновер, Бирмингем).

В 80-х г.г. В Бильбао организовали международную выставку «Субподряд и промышленная кооперация», которая проводится по нечетным годам и является третьим по величине мероприятием в Европе, направленным на установление контактов с заказчиками. Развитие производственной кооперации стало продвигаться быстрыми темпами: в 90-е г.г. На базе 29 торгово-промышленных палат городов Испании были созданы биржи субконтрактации.
Лидирующее положение сохранила за собой ТПП г. Бильбао: в ее выставке участвует более 350 фирм, а посещают более 8000 представителей различных предприятий.

Распространение практики субконтрактации позволило Испании в короткие сроки развить сеть мелких и средних предприятий, которые первоначально специализировались на выполнении заказов крупных зарубежных компаний. Экономический подъем и последующее углубление процессов производственной кооперации привели к возрождению крупной промышленности, что позволило сформировать внутренний рынок субконтрактации.
Источник: Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства http://ростовбизнес.рф/