Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опыт местного самоуправления

Исторические корни местного самоуправления уходят в родовую общину, которая была первой ячейкой человеческого общежития.

Первобытные люди были вынуждены объединяться, чтобы противостоять силам природы, добывать пищу, сохранять огонь. Соответственно для членов общины формировались определенные правила совместной жизни, передаваемые из поколения в поколение. Главенствующую власть в таких сообществах получали старейшины рода с признанными остальными сородичами их силой и опытом. В принципе такая самоорганизация наших предков и являет предшественницей современного местного самоуправления. На протяжении веков община в государственном устройстве различных стран играла определенную роль, которая уменьшалась или возрастала в зависимости от исторических условий. Ранними формами самоуправления можно считать афинскую демократию в начале VI века до н.э., сельские общины, средневековые вольные города с полной автономной системой управления.

В современном понимании местное самоуправление начало формироваться в XVIII столетии, когда появились и первые теоретические работы по этой теме, и первое законодательное оформление муниципальной деятельности – в Англии, Франции, других европейских странах. Наибольшее значение для укрепления идей местного самоуправления отводится Конституции Бельгийского королевства 1831 года, закрепившей в большом объеме права местных образований. За последние 200 лет местное самоуправление развилось во всем мире.

В европейских государствах, США, Японии, Австралии, Турции и многих других оно законодательно оформилось и отразило огромный опыт граждан в решении местных проблем, вовлечении их в муниципальную деятельность. Принята Европейская хартия местного самоуправления, для взаимодействия с региональными и местными властями европейских государств в Совете Европы создана специальная структура – Конгресс местных и региональных властей с двумя палатами (региональной и местной). Детально отработаны все механизмы и процедуры самоуправления, сложились устойчивые традиции, отлажено взаимодействие с органами государственной власти, сформировались муниципальная наука и система подготовки муниципальных кадров. С учетом специфики отдельных государств, религиозных и демографических особенностей в мире сформировались различные системы местного самоуправления. В западных странах наибольшее распространение получили англосаксонская и французская (континентальная) модели.

Англосаксонская модель (Англия, США, Канада, Австралия и некоторые другие страны) характеризуется четким законодательным закреплением перечня муниципальных полномочий. В рамках этих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно, представители государства на местах отсутствуют. Однако есть определенные вопросы, которые органы местного самоуправления обязаны согласовывать с государственными органами и которые могут быть предметом контроля со стороны государства.

Французская модель характеризуется высокоразвитой системой административного контроля государства над деятельностью местного самоуправления. Государственные чиновники на местах – префекты и комиссары имеют право контролировать, одобрять, отменять, приостанавливать решения органов местного самоуправления, инициировать отставку должностных лиц. Реформа 1982 года во Франции несколько ослабила власть префектов, но в целом система государственного контроля сохранилась.

Системы местного самоуправления в Германии, Австрии, Бельгии и других странах отличаются своими особенностями и содержат в разных пропорциях элементы англосаксонской и французской моделей. Особой спецификой отличается организация местного самоуправления в федеративных государствах. Там, как правило, представителем государства по отношению к местному самоуправлению выступает не федеральная власть, а власть провинции, штата, земли и т.д.

В Конституции США вообще нет упоминания о местном самоуправлении, все его правовое регулирование осуществляется на уровне штата. Тем не менее органы местного самоуправления могут по определенным вопросам обращаться к федеральным властям (например, по вопросам участия в федеральных программах, получения федеральных грантов и т.п.). Информация подготовлена с использованием материалов учебника для ВУЗов «Система местного самоуправления»; авторский коллектив, общая редакция Зотов В.Б., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Государственного университета управления.
Источник: http://shkola-munitcipalnogo-politika.ru/

Изображение от Freepik

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.