Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Обращение по изменению нормативов по продаже алкогольной продукции

Институт развития социально-экономических проектов и инициатив направило Обращение
по изменению нормативов по продаже алкогольной продукции

Премьер-министру РФ
Мишустину М.В.

Председателю Государственной думы РФ
Володину В.В

Обращение
по изменению нормативов по продаже алкогольной продукции

Потребление алкоголя является одним из основных факторов неудовлетворительного здоровья и смертности в России. Важно отметить четыре приоритетных направления в борьбе против алкоголизма — ценовая политика, доступность алкогольной продукции, маркетинг и информация о вреде для здоровья.

Чем доступнее алкоголь, тем выше уровень его потребления. По данным ученых, если спиртное расположить в хорошо просматриваемых местах магазина, его продажи вырастают на 23–46% в зависимости от крепости. Если же алкоголь будет перенесен в отдельные изолированные помещения или специализированные магазины, то потребление значительно снизится.

Основная цель нашего предложения — убрать алкоголь с видных полок, чтобы таким образом сократить число «случайных» покупателей, по такому же принципу, как сейчас ведется торговля сигаретами. Такая мера позволит в первую очередь ограничить потребление алкоголя среди молодого поколения, которое больше всего подвержено воздействию яркой рекламы.

В России из-за употребления алкоголя в 2018 году напрямую погибли 48 тыс. человек, это примерно 2,6% от всех смертей в стране за этот период.

Во время пандемии коронавирусной инфекции потребление алкогольной продукции в России выросло на 3-5%.

Очень радует, что начали работать ограничительные меры для алкогольной пропаганды. В России с 5 мая 2021 года вступил в силу закон, запрещающий продажу алкоголя в так называемых «наливайках» — небольших барах и кафе, расположенных на первых этажах жилых домов. Согласно подписанному президентом РФ закону, алкогольную продукцию запрещено продавать в заведениях, чья площадь не превышает 20 кв. м. При этом региональным властям дается возможность устанавливать дополнительные ограничения в этой сфере вплоть до полного запрета продажи алкоголя в находящихся в жилых домах точках.

Для упорядочения нормативов по продаже алкогольной продукции в России, что приведет к сокращению употребления алкоголя

предлагаем:

1. Запретить продажу алкоголя в свободном доступе в продуктовых супермаркетах, торговых точках. Продажу производить только в закрытых изолированных помещениях и на оборудовании с применением специальных ширм для ограничения доступа и саморекламы.

2. Установить камеры видеонаблюдения абсолютно во всех точках продаж алкогольной продукции.

3. Ввести антиалкогольные ограничения для телевещателей, а именно: перед началом и во время передач, фильмов, сериалов или музыкальных клипов, содержащих сцены употребления спиртного, обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде алкоголя.

4. Повысить возраст продажи алкоголя до 21 года.

Предлагаем все эти вопросы вынести на законодательный уровень и принять соответствующие нормативы. Это поможет во многом сократить смертность и позволит вести здоровый образ жизни населению России.

Директор ИРСЭПИ Шашко В.А.

Председатель
Саратовской региональной
общественной организации
трезвости и здоровья Королькова Н.А.

На Обращение получены ответы:

Ответ Правительства РФ на обращение по ужесточению продажи алкопродукции_31.03.22

АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
103274, г.Москва, Краснопресненская наб., д.2

25 марта 2022 г. Шашко Владимир Александрович № И-62317 irsepi@mail.ru

Сообщаем, что Ваше обращение, поступившее в Аппарат Правительства Российской Федерации, рассмотрено и в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлено в Минздрав России, Минпромторг России, Федеральную антимонопольную службу.

Советник отдела по работе с обращениями граждан А.Никулин

Ответ ФАС на Обращение по ужесточению продажи алкогольной продукции_19.04.22

Директору Автономной некоммерческой организации «Институт развития социально-экономических проектов и инициатив» А.В. Шашко
irsepi@mail.ru

Уважаемый Владимир Александрович!
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела Ваше обращение по вопросам необходимости введения дополнительных ограничений в сфере рекламы и розничного оборота алкогольной продукции, направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 25.03.2022 № П48-62317-2 (вх. от 25.03.2022 № 54553-ПРМ/22), и в рамках компетенции сообщает следующее.

Требование, установленное частью 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» и предусматривающее, что при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы, обусловлено наличием серьезных законодательных ограничений по выкладке табака и табачных изделий, полным запретом рекламы и стимулирования продажи указанных товаров.

Однако действующее законодательство Российской Федерации не содержит подобных ограничений для алкогольной продукции.

Вместе с тем, часть 3 статьи 10 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» содержит требования для размещения рекламораспространителями (в том числе телеканалами) социальной рекламы в определенном объеме. В рамках указанного требования рекламораспространители могут размещать, в том числе, социальную рекламу о вреде употребления алкогольной продукции.

Учитывая изложенное, ФАС России считает Ваше предложение по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о рекламе, предусматривающих установление обязательного требования по размещению в телеэфире социальной рекламы о вреде употребления алкогольной продукции перед началом и во время трансляции телепередач, в том числе, художественных фильмов, телевизионных сериалов, музыкальных клипов и так далее, содержащих сцены употребления алкогольной продукции, чрезмерным.

В части предложения по повышению возраста продажи алкоголя до 21 года ФАС России считает, что данная мера не будет способствовать сокращению потребления алкоголя. Напротив, предложенная мера может привести к росту потребления лицами, не достигшими возраста 21 года, нелегальной алкогольной продукции, суррогатов, а также к замещению алкоголя наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами.

Кроме того, установление запрета на продажу алкогольной продукции и ее потребление (распитие) лицами, не достигшими 21 года, противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и может привести к ограничению прав совершеннолетних граждан.

С уважением, А.Б. Кашеваров

Ответ Минздрава на Обращение по ужесточению продажи алкогольной продукции_20.04.22

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЗДРАВ РОССИИ)
Шашко В.А.

Рахмановский пер., д. 3/25, стр. 1, 2, 3, 4,
Москва, ГСП-4, 127994,
тел.: (495) 628-44-53, факс: (495) 628-50-58

irsepi@mail/ru

Департамент медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации от 25.03.2022 № П48-62317, и сообщает, что информация и предложения, направленные Вами, получены и приняты к сведению и по возможности будут учтены при подготовке нормативных правовых актов.

Заместитель директора Департамента А.А. Олина

Ответ Минфина на Обращение по ужесточению продажи алкогольной продукции_05.05.22

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНФИН РОССИИ)
Ильинка, д. 9, Москва, 109097 телетайп: 112008 телефакс: +7 (495) 625-08-89
05.05.2022 27-04-15 41363 17 ОТ 22.03.2022
Автономная некоммерческая организация «Институт развития
социально-экономических проектов и инициатив»
Мирный переулок, 1 1,
г. Саратов, 410012 e-mail: irsepi@mail.ru

Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка рассмотрел указанное обращение автономной некоммерческой организации «Институт развития социально-экономических проектов и инициатив», поступившее из Минпромторга России письмом от 31 марта 2022 г. № 26959/15, содержащее предложения по государственному регулированию розничной продажи алкогольной продукции, направленные на сокращение употребления алкоголя населением, и в пределах компетенции сообщает.

В отношении предложения о розничной продаже алкогольной продукции только в специализированных помещениях, а также с применением оборудования и специальных ширм, ограничивающих доступ к ней, ее демонстрацию и саморекламу

В рамках проводимой государственной политики, направленной на формирование здорового образа жизни среди населения и снижение потребления алкогольной продукции, на законодательном уровне реализован комплекс мероприятий по снижению доступности алкогольной продукции, в том числе путем повышения эффективности регулирования ее розничных продаж и профилактики потребления алкогольной продукции.
Вместе с тем необходимо отметить исторический опыт, который показывает, что чрезмерные ограничения продажи алкогольной продукции не решают проблему алкоголизации населения, а лишь уводят продажу такой продукции в нелегальную сферу, а также приводят к употреблению суррогатов (непищевых спиртосодержащих жидкостей) и самодельных алкогольных напитков.

В этой связи вышеуказанное предложение об ужесточении требований к розничной продаже алкогольной продукции считаем нецелесообразным.

Вместе с тем сообщаем, что в 2014 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект № 659220-6, содержащий аналогичное предложение, предусматривающее, что при розничной продаже алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в стационарном торговом объекте должны быть выделены специальные места (отделы, секции, помещения) таким образом, чтобы демонстрация алкогольной продукции осуществлялась отдельно от других видов продуктов и товаров, а место демонстрации не было доступно прямому безбарьерному обозрению покупателями из тех мест торгового объекта, в которых продаются другие продукты и товары. При этом предполагалось, что для создания барьеров прямому обозрению покупателями алкогольной продукции могут быть использованы такие способы, как демонстрация алкогольной продукции в отдельном помещении, торговом зале с отдельным входом из торгового объекта, ограждение выделенных мест для демонстрации алкогольной продукции ширмами, перегородками и другими устройствами, изолирующими выделенные места от прямого обозрения покупателями алкогольной продукции из других мест торгового объекта.

Законопроект № 659220-6 не был поддержан Правительством Российской Федерации и был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно официальному отзыву Правительства Российской Федерации от 23 марта 2016 г. № 1846п-П11 предлагаемый подход может привести к сокращению количества торговых объектов, что, в свою очередь, ввиду ограничения доступности легальной алкогольной продукции может повлечь увеличение потребления различных суррогатных напитков.

В отношении предложения об увеличении минимального возраста продажи алкогольной продукции до 21 года

Согласно статье 60 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Вместе с тем в соответствии со статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Предоставление возможности осуществлять свои права и обязанности действующее законодательство связывает с достижением лицом физической и психологической зрелости. При этом рассматриваемое предложение предполагает ограничение прав граждан, не достигших 21 года.
Учитывая изложенное, предложение об установлении запрета розничной продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим 21 года, не поддерживается.

Директор Департамента Н.А. Золкин

Поделиться в сетях: