Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Новая экономическая политика для России 1996г.

Мы, российские и американские экономисты, хотели бы предложить основу для новой экономической политики в России. Мы направляем наши предложения президенту Б.Н.Ельцину в связи с его заявлением о том, что серьезные ошибки были допущены в ходе экономической реформы и обещаниями нового подхода к экономической политике.

КАКИМ БУДЕТ ЭТОТ НОВЫЙ ПОДХОД?

С УВАЖЕНИЕМ ПРЕДСТАВЛЯЕМ НА РАССМОТРЕНИЕ СЛЕДУЮЩИЕ ПЯТЬ ОСНОВНЫХ СООБРАЖЕНИЙ НА ЭТОТ СЧЕТ.

1. Российское правительство должно играть значительно более важную роль в экономике, подобно той, которую правительство играет в таких современных смешанных экономиках, как экономики США, Швеции, Германии.

Государство должно играть центральную координирующую роль в создании государственных и частных организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рыночной экономики. Негативное отношение к централизованно планируемой экономике предопределило стремление к минимизации роли правительства. На следующем этапе следует активизировать участие правительства, принимающего меры по укреплению рыночной экономики и борьбе с депрессией, инфляцией, утечкой капитала и другими структурными дефектами российской экономики.

Основной упор “шоковой терапии”, начавшейся в 1992 г., был сделан исключительно на частный сектор, но сегодня внимание должно сместиться на государственный сектор, активную деятельность правительства по перестройке структуры промышленности и активному учреждению рыночных институтов.

Государство должно закрепить права собственности, обеспечить прочность национальной валюты, законность и систему ее соблюдения, регулирование отношений с монополиями и предотвращение расхищений государственных активов хозяевами новых приватизированных предприятий, а также ввести в действие упрощенный и усовершенствованный налоговый кодекс.

Оно должно способствовать развитию коммерческого и инвестиционного кредитования, т.е. тех функций, которые сегодня не выполняются российскими банками. Правительство должно также содействовать организации учета, страхования и других необходимых элементов рынка. Многие из текущих проблем российской экономики возникли прямо или косвенно из-за того, что государство не сыграло надлежащей роли в организации рыночных отношений.

2. Серьезные правительственные меры необходимы для предотвращения процесса дальнейшей криминализации экономики.

Пользуясь невмешательством правительства, уголовные элементы заполняют вакуум. Прибегают к таким криминальным методам, как заключение контрактов под угрозой жизни или собственности, творят незаконное судопроизводство, контролируют с помощью мафиозных структур ряд важных секторов российской экономики, занимаются подкупом должностных лиц и т.п.

Таким образом, к сожалению, в значительной степени произошел переход не к рыночной, а к криминализированной экономике. Государство должно дать этому обратный ход и ликвидировать раковую опухоль преступности и коррупции, чтобы создать стабильный предпринимательский климат и тем самым стимулировать инвестиции и производство.

Это потребует реформ в самом правительстве, а также решительных действий как по пресечению преступности, так и по формированию эффективных институтов, отсутствие которых создавало почву для правонарушений.

3. Государственные меры необходимы для преодоления депрессии, в результате которой производство сократилось примерно в такой же степени, как во время “Великой депрессии” в США (1929-1932 гг.).

Стабилизация российской экономики, восполнение ее серьезных потерь не могут произойти сами по себе. Государство должно помочь переориентировать инвестиции из непродуктивной сферы – строительства роскошных домов или накопления средств и имущества в спекулятивных целях – в создание производственного капитала. Оно должно содействовать образованию достаточных фондов для социальных нужд и обеспечить поддержку системы здравоохранения, образования, экологии, науки, что в целом могло бы защитить два великих достояния России – ее человеческий капитал и природные ресурсы.

Было бы целесообразным, чтобы правительство использовало излишки, получаемые при внешней торговле газом и нефтью, не на импорт продуктов и предметы роскоши, а на средства производства для модернизации своих устаревших заводов. Такая “политика развития” потребует новых переговоров с МВФ и Мировым банком, которые пока обеспечили относительно малую часть финансирования, но связали руки правительству в действиях по преодолению депрессии и утечки капитала. При обеспечении действенности нового налогового кодекса активная монетарная политика может противодействовать инфляции.

4. Необходим новый социальный контракт, охватывающий систему социальной защиты.

Текущая экономическая ситуация имеет ужасающие социальные последствия, включая огромное увеличение числа абсолютно бедных людей, разрушение среднего класса в результате сохраняющейся инфляции и сокращения реальной заработной платы, неудовлетворительные показатели здоровья и продолжительности жизни и другие отрицательные социальные результаты. Государство должно взять на себя инициативу и потребовать выплату заработной платы трудящимся, многие из которых не получали ее в течение месяцев.

5. Государство должно признать, что если и существует “секрет” рыночной экономики, то он состоит не в самой по себе частной собственности, а в конкуренции.

И, следовательно, на федеральном и на местном уровнях оно должно способствовать созданию новых конкурирующих предприятий. Такие предприятия могли бы выступать в качестве авангарда рыночной экономики и стимулировать новые инициативы в деле инвестиций, производства, занятости.

Новые предприятия должны притягивать к себе ресурсы, которые неэффективно используются приватизированными государственными предприятиями. Последние сохраняют все проблемы прошлого – большие размеры, предельную вертикальную интеграцию, использование устаревшей технологии, консерватизм, некомпетентность в управлении.

Хуже того, у новых приватизированных государственных предприятий появились новые проблемы, вытекающие из самой приватизации, в т.ч. монополистическое ценовое надувательство со стороны новых собственников-менеджеров, а также ведущие к разбазариванию активов продажи сырья и оборудования, доходы от которых идут на частные зарубежные счета.

Конкурирующие предприятия, созданные на основе возврата “сбежавшего” капитала или основанные на базе совместных предприятий или иностранных инвестиций, могут преодолеть эти проблемы. Государство должно признать, что конкуренция – это то, что заставляет рыночную экономику работать.

Проведение этой политики усилит российскую экономику, однако реализация этих новых подходов требует терпения. Для успешного поворота экономики в другую сторону нужно время. Это один из уроков последних нескольких лет.

Американские экономисты: лауреаты Нобелевской премии Лоуренс Клейн, Василий Леонтьев, Роберт Солоу, Джеймс Тобин, Кеннет Эрроу, профессора: Майкл Интрилигейтор, Маршалл Поумер.
Российские экономисты: академики РАН Леонид Абалкин, Олег Богомолов, Дмитрий Львов, Валерий Макаров, Станислав Шаталин, Юрий Яременко.

Декабрь 1996 г.

Источник: http://gazetazp.ru/

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.