Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Несостоявшееся покаяние Сталина

‘В последние месяцы Сталин переоценил всю свою жизнь с позиции верующего человека. Он раскаялся’.

«Не верю в покаяние Сталина». Интервью с Митрополитом Илларионом

Ф. Разумовский: Как Вы можете прокомментировать кремлевскую встречу Сталина с иерархами в сентябре 1943 года, после которой было дозволено избрать Патриарха, открыть духовные школы, и были решены многие юридические вопросы, не решавшиеся годами? Говорят, что это был акт покаяния власти, прежде всего, самого Сталина, после тех гонений, которые обрушились на Церковь. С другой стороны, спустя время эти гонения продолжились.

Митрополит Иларион: Я не верю в покаяние Сталина, в то, что он покаялся во время войны или после нее. Не верю в мифологию, раздутую вокруг этой личности. Я считаю преступной его политику по отношению к своему народу, преступной по отношению к Церкви. То, что мы выиграли войну, – это не заслуга Сталина, а заслуга всего народа — выдающихся полководцев, солдат и офицеров, тружеников тыла и всех людей, отдавших жизнь за свою страну.

Я думаю, что резкое изменение политики государства в отношении Церкви было связано, прежде всего, с перспективой открытия второго фронта в Европе. Сталин хотел показать англичанам и американцам некое цивилизованное «лицо» Советского Союза. И здесь всплыл вопрос о Церкви, потому что известно, что англичане в Советский Союз направили делегацию, в составе которой был архиепископ Йоркский. Нужно было создать видимость религиозной свободы в СССР, и для того, чтобы произвести положительное впечатление на англикан, вспомнили, что у нас тоже есть Церковь и ее глава, Патриарший Местоблюститель, которому был запрещен въезд в Москву. Его срочно вызвали, и после кремлевской встречи Сталина с митрополитами было разрешено созвать Собор и избрать Патриарха, причем в кратчайшие сроки. В результате иностранцам было представлено, что Церковь в Советском Союзе имеет не просто свободу, но и привилегированное положение.

Конечно же, по-своему это был очень циничный акт, но для Церкви он имел огромное значение, потому что с этого момента кровавые и масштабные гонения были приостановлены или, скажем, уменьшились. Период после 1943 года и вплоть до смерти Сталина – относительно благополучный в жизни Церкви, хотя она и продолжала жить в стесненных условиях.» Церковь и мир. Эфир от 10.05.2014

Источник: https://www.pravmir.ru/

«Анализируя итоги прошедшей войны, в узком кругу членов Политбюро Сталин неожиданно сказал: «Война показала, что в стране не было столько внутренних врагов, как нам докладывали и как мы считали. Многие пострадали напрасно. Народ должен был бы нас за это прогнать. Коленом под зад. Надо покаяться».

Это важно, что Сталин предлагал каяться партии, то есть себе и партийцам, а не народу, как нынче иные доброхоты предлагают.
То есть Сталин осознавал чудовищные ошибки собственного проекта, но вот этого покаяния он, увы, не совершил. Не успел.»

Источник: https://diogenzaruba.livejournal.com/

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *