Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Недоросли ХХI века

Что, на Ваш, взгляд является основным двигателем развития общества, уважаемые читатели?
Я бы поставил во главе всех аспектов прогресса образование. Не экономику, финансы, армию и другие необходимые атрибуты государственности. Именно образование во все времена и во всех странах становилось краеугольным камнем модернизации.

Опыт развитых стран показывает, что уровень образования нации имеет большое значение. Кто-то скажет, что наша нация образованная, по крайней мере, что количество россиян с высшем образованием превалирует в современном обществе. Попробуем разобраться.

Да, в нашей стране большое количество высших учебных заведений. Для современных родителей стало престижно и модно, чтобы их отпрыск имел «вышку». Возник гигантский спрос на получение высшего образования. Таким образом, по законам рынка, открытие учебных заведений превратилось в прибыльный бизнес. Предложений на рынке образования стало огромное количество, а выпускников вузов стали печь как пирожки. Названия новых институтов порой шокируют, методы, и нормативы учебы вызывают споры и дискуссии, тем не менее, заветную корочку выпускника «высшего учебного заведения» в нашей стране теперь имеет чуть ли не каждый второй.

Признанием на международном уровне могут похвастаться лишь МГУ или МФТИ, занимающие места в первой сотне в мировом рейтинге. Корпорации, желающие получить для себя настоящих специалистов, учат их в Гарварде или Кембридже не случайно. Стандарты этих учебных заведений позволяют получить специалистов высокой квалификации. Только такие выпускники способны развивать современный мир.

Когда-то наша страна (я не стану концентрировать внимание на ее названии – в разные времена она была Русью, царской Россией, Советским Союзом) могла гордиться классическим образованием, давшим выдающиеся имена во всех сферах человеческого прогресса, будь то наука, культура, музыка, искусство. Стандарт нашего образования ценился и славился. Высшее образование было далеко не всем под силу, количество учебных заведений было ограничено и строго регламентировано в зависимости от направленности и ориентации.

Сейчас же мы видим зачастую универсальные Вузы, выпускающие универсальных специалистов. В одном вузе готовят юристов и финансистов, архитекторов и строителей. Высшая школа старого образца предусматривала обязательную практику на предприятиях, в стройотрядах и сельскохозяйственных механизированных комплексах. За школьную скамью зачастую садились люди, прошедшие заводские цеха, конвейеры, полевые станы. Им образование было необходимо, чтобы выйти не только на более высокий интеллектуальный уровень, но и получить повышение по службе. Для того чтобы руководить трудовыми коллективами, регионами, страной, необходимо государственное мышление и высокий профессионализм. Преподаватели институтов чувствовали свою ответственность и причастность к воспитанию кадров, так как они понимали, что на их плечах лежит будущее страны.

Лидеры ведущих стран понимали и понимают, что именно человеческий капитал стоит за ускорением развития и модернизацией страны.

На сегодняшний день Китай подготовил огромную массу высококлассных инженеров, которым придется сражаться в битве первопроходцев за искусственный интеллект и передовые технологии. Это армия молодежи выучилась не ради корочек, а для упрочения могущества Поднебесной.
Ключевые идеи книги бывшего главы Google China Кай-Фу Ли «Суперсилы искусственного интеллекта» рассказывают о возможностях искусственного интеллекта и его влиянии на наше будущее, о конкуренции Кремниевой долины и Китая, а также о том, почему не стоит недооценивать усилия последнего в этой области.

Автор отмечает, что еще недавно Китай сильно отставал от США в изучении и использовании ИИ (искусственного интеллекта), но в последние несколько лет государственная политика Китая сделала это направление одним из приоритетных, и популярность искусственного интеллекта среди населения настолько возросла, что даже пятилетние дети имеют о нем представление.
В Китае уже вовсю идут эксперименты с алгоритмами и бизнес-моделями, где используется ИИ, и вскоре китайские ученые смогут успешно не только сотрудничать, но и конкурировать со своими американскими коллегами. Это развитие может оказать огромное влияние на мировую экономику. Китай намерен к 2025 годам стать центром глобальных исследований ИИ. К 2017 году доля китайских инвесторов в мировых инвестициях в ИИ составила 48 процентов, что больше доли США.

Реформа школьного образования новейшей России отдалила обучение от традиционного классического образования, превратив его в погоню за результатами ЕГЭ. Переняв далеко не передовую мировую технологию, наша страна заложила фундамент будущего страны из роботов, отвечающих «ДА» или «НЕТ». Диалог с преподавателем на экзамене был заменен на механическое заполнение экзаменационного опросника. Из детей воспитывают ограниченных людей, не способных к гибкому мышлению, без широкого кругозора и не умеющих принимать оригинальные решения в неординарных обстоятельствах. Ученик стал заложником системы баллов, которые, в буквальном смысле, дорого даются не только ребенку, но и родителям. Индустрия и бизнес репетиторства широко шагает в тесном сотрудничестве с бизнесом вузов.

Стоит вспомнить письмо к учителю сына, озвученное Авраамом Линкольном, отражающей нынешнюю ситуацию.

«Если можете, научите его интересоваться книгами… И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать… Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне… Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому, что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество».

Правительство последних лет неустанно трезвонит о необходимом экономическом рывке. Любое сражение выигрывают не только военные начальники, а прежде всего, хорошо обученная армия солдат. В сражении экономическом, это прежде всего строители, монтажники, сварщики, штукатуры, технологи, токаря, фрезеровщики. Любая советская пятилетка была бы обречена на провал, если бы страна не подготовила кадры рабочих специальностей. Идеология и пропаганда того времени с экранов телевизоров и кинотеатров, спектакли, музыкальные произведения, литература воспевали человека труда. Система разрядности позволяла неплохо зарабатывать, обучение в профессиональных заведениях была бесплатна. Обязательная практика в течение всего времени на подшефных предприятиях позволяла совершенствовать свои навыки на деле под руководством своих наставников.

Выстроенная система создавала в обществе моду на рабочего человека, семейные династии. Обязательное восьмилетнее образование позволяло без труда освоить специальность до обязательной двухгодичной службы в армии. Сегодняшнее 11 летнее образование, затянувшееся по времени не только не добавляет знаний, воруя у детей время, но и расхолаживает детей, отдаляя их от участия в развитии страны. Поколение иждивенцев, стремящихся получить легкий хлеб, толкает их на отсрочки от армии, получения престижных профессий: юрист, чиновник, менеджер. Получив бессмысленное образование, выпускники не только пополняют армию безработных, но и ломают свою жизнь.

Я ни в коей мере не хочу винить современных подростков. Напротив, за подрастающее поколение государство несет огромную ответственность. Ведь помимо громких лозунгов о всевозможных рывках, необходимо, наконец, заняться созданием рабочих мест, где рабочая специальность станет в почете.

Создание рабочих мест должно быть повсеместным от Калининграда до Владивостока, от крупных мегаполисов до небольших городов и сел. Это должно стать национальной идеей. Наряду с частной собственностью и бизнесом, необходимо создавать государственные промышленные предприятия и государственные хозяйства на селе. Это может иметь форму государственно-частных партнерств, акционерных обществ с государственным контролем.

«Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны» – говорил Чернышевский Н. Г., автор известного произведения «Что делать?»

Современные политики, банкиры, бизнесмены напротив, говорят о невозможности управления народом, если он образован. С ними можно согласиться: любое узкокорыстное решение запросто можно протолкнуть из-за невежества, безграмотности, отсутствия гражданской позиции, страха потерять свою работу. Создается общество типичных потребителей, находящихся под влиянием золотого тельца, увязших в бесконечных кредитах.

Даниэль Дефо, автор романа «Робинзон Крузо», собирался стать пастором, однако передумал, и занялся торговлей. По торговым делам Даниэль Дефо объездил почти всю Европу, знал множество иностранных языков. Вот как он отзывался об образовании:

«Душа, помещенная в тело, подобна неограненному алмазу, и она должна быть отполирована, иначе она никогда не сможет засиять; и очевидно, что если разум отличает нас от животных, то образованность делает это отличие еще большим и помогает нам уйти от животных дальше, чем другие».

А другой наш современник, Владимир Игоревич Арнольд — советский и российский математик, автор работ в области топологии, теории дифференциальных уравнений, теории особенностей гладких отображений и теоретической механики. Один из крупнейших математиков XX века объяснял природу политики бездарного образования:

«Американские коллеги объяснили мне, что «низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей». Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы».

Почувствовали разницу?! Серость, узость и инертность мышления – все это выгодные свойства современного человека для многих структур экономики, прежде всего, потребления, ну и конечно, государственной политики.

Сейчас все чаще слышны рассуждения о резком увеличении бюджета на нужды образования, финансировании науки, развитии профессионального рабочего образования, уменьшении количества вузов и ограничения поступающих, о смещающемся акценте на техникумы и училища. Лозунг о создании «25 миллионов рабочих мест» должен воплотиться не на бумаге в кабинетах чиновников и статуправления, а в реальной жизни страны, при необходимом государственном финансировании. Новая индустриализация, создание внутреннего рынка потребления на условиях кооперации позволит улучшить благосостояния всего народа, а не только избранных корпораций.

Автор: Александр Тонин

Поделиться в сетях: