Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Аналитика: Нужна ли России национальная идея?

Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов.

Суть национальной идеи в том, как данный народ — этнос понимает смысл своего бытия, считают авторы “Современного философского словаря” под редакцией В.Е. Кемерова.

Того же мнения придерживаются авторы Большой актуальной политической энциклопедии: «Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смысле бытия определённой исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии».

Большинство учёных-философов полагают, что национальная идея содержится в массиве художественных произведений, общественно-политических и философских текстов. Несмотря на это, многие стремятся уместить искомый смысл бытия в ёмкую фразу, лозунг. Но за долгие века поисков даже коротких высказываний накопилось столь великое множество, что современной России приходится выбирать свою истину из целого вороха идей.

Самая древняя формулировка, которую впоследствии стали считать попыткой определить национальную идею России, относится к XVI веку. Сегодня она известна в таком виде:

«Москва третий Рим, а четвёртому не быть». Предположительно, автор этой идеи — монах псковского Елеазарова монастыря Филофей.

Русские философы пытались осмыслить конкретную политическую ситуацию, в которой оказалась Россия во второй половине XIX в. Мыслители разных ориентаций выдвигали идею о том, что Россия служит своеобразным “щитом”, который разделяет Восток и Запад.

Другое высказывание, часто поминаемое сегодня, принадлежит графу Уварову, который увидел суть российского государства в трёх составляющих: «Православие, самодержавие, народность». Впрочем, определяют ли его слова национальную идею или государственный строй — вопрос дискуссионный.

В советский период национальной идеей стал путь в светлое коммунистическое будущее, считают современные мыслители.

«Национальная идея в СССР, образ Советской России — не сводится к «советскому патриотизму». СССР мыслится как мессианская реальность, часть мира, где отменены законы капиталистической энтропии, где реализованы на практике условия «земного рая»», — пишет философ Александр Дугин.

Все русские национальные идеи были заимствованы извне, а не созданы в России. Православие пришло на Русь из Византии, причем выбор веры, описанный в Повести временных лет, был сугубо рациональным. Коммунизм переняли у Европы. Либерализм, закрепленный как главная ценность в современной Конституции РФ, также плод западных интеллектуальных трудов. Ни одна из этих идей, за исключением либерализма (усвоенного элитой еще в XVIII веке), не имела прочных корней в русском, а позднее и в российском, общественном сознании.

Национальная идея создает нацию, народ. В дореволюционной России русский народ был сформирован православием, которое было главной и необходимой чертой русскости. Советский народ создан коммунистической идеей, как только она потеряла свою силу и привлекательность, советский народ бесследно исчез, распавшись на русских, украинцев, таджиков, грузин и др.
Социологическая служба Левада-Центр (признан иностранным агентом в РФ) опубликовала опрос граждан России, предметом которого стало изучение национальной идентичности и гордости. Согласно исследованию, только 9% россиян связывают национальную идентичность с верой предков. Наибольший показатель (53%) пришелся на ответ, согласно которому россиян делает единой нацией общее историческое прошлое.
Русский народ до начала ХХ века придерживался православного христианского мировоззрения, однако в результате Октябрьской революции отказался от него и положил в основу мировоззрения коммунистическую марксистскую доктрину, официально господствовавшую в умах советского народа более семидесяти лет. В ходе перестройки в результате свободной конкуренции идей победила западная либерально-демократическая идея, в соответствии с которой стали перестраиваться экономика, социальные и иные отношения.

Обычно считается, что национальная идея – это некая константа, которая изначально заложена в мировоззрение русского народа, поэтому достаточно вычленить ценности, постоянно прослеживающиеся в истории народа, чтобы на их основе создать национальную идею.

Отсюда попытки опереться на социологические опросы, с целью вычленения господствующих идей, но если бы можно было провести соцопрос в момент, предшествующий внедрению в русское сознание очередной национальной идеи, мы не нашли бы ее там. Единственное, что ясно показал бы этот опрос – полное неприятие господствующей идеи. Те, кто застал перестройку, помнят активное отрицание коммунизма, еще недавно безраздельно господствующего в умах советских людей.

Как уже было сказано, важнейшим фактором, с которым россияне связывают свою идентичность и чувство национальной гордости, оказалось общее историческое прошлое. Из этого можно сделать несколько важных выводов о сущности нашей национальной идеи.
Во-первых, понятие «русский» не следует отождествлять с понятием «православный христианин». Во-вторых, идентичность, основанная на политической и территориальной общности, важнее, чем религиозная и этническая принадлежность. Наши граждане гордятся, очевидно, в числе прочего советским периодом истории своей страны, который по определению невозможно связывать с христианской верой. Не самое последнее место, если не сказать – первое, в этом пантеоне памяти занимает Победа в Великой Отечественной войне.
Наконец, третье – и главное. Мировоззренческой и идеологической основой патриотизма подчас выступают те эпизоды национальной истории, которые выглядят неоднозначно с точки зрения христианской ортодоксии – революция 1917 года, победа большевизма в Гражданской войне и, как уже сказано, Победа над нацизмом. Часть церковной интеллигенции считает даже культ Победы 1945 года основой формируемой государством «гражданской религии», уводящей в сторону от универсальной христианской ортодоксии.

Национальная идея – главная целевая установка общности людей, объединенных национальной идентичностью. Национальная идея не рациональна, она воспринимается людьми не только как задача на пути к чему-то, а как самоцель, как миссия. Только на ее основе можно говорить о национальной стратегии, направленной на реализацию национальной идеи. Понятие, которое мы категорически отвергаем, – это национальная идеология. Опыт идеологического государства наша страна получила в полной мере, и возвращаться к его аналогам – самоубийство. Мы являемся носителями самобытной, но европейской культуры, кодифицированной в восточно-европейском языке и искусстве, основанном на трех традициях: античной, византийской и западноевропейской. В то же время, страна живет с уникальной, не европейской и не азиатской, общественно-политической культурой – в силу особого исторического пути и географического положения.

Русская «национальная идея» – это самое главное для Руси!

Правильная «национальная идея» может помочь нации достичь поставленных целей, помочь не только сохраниться и поднять уровень потребления различных благ, но и перейти на другой, более высокий уровень организации самой жизни… Существует мнение, что основное противоречие «русской идеи» с Западом лежит в области отношений общества и государства. Если на Западе исторически возобладал принцип «государство для людей, а не люди для государства», то «русская идея» предполагает подчинение общества бюрократии, использующей государство в своих собственных корыстных интересах. Наблюдатели отмечают, что сакральный статус государства был характерен как для советского, так и для имперского периода российской истории.

По словам Льва Николаевича Толстого судьба народа без национальной идеи может быть весьма плачевной: «Безыдейный народ, к сожалению, ничего не построит и, скорее всего, будет завоёван».

В советский период национальной идеей стал путь в светлое коммунистическое будущее, считают современные мыслители. «Национальная идея в СССР, образ Советской России — не сводится к «советскому патриотизму». СССР мыслится как мессианская реальность, часть мира, где отменены законы капиталистической энтропии, где реализованы на практике условия «земного рая»»,
Любой другой гражданин России согласится с тем, что именно отсутствие этой четко сформулированной идеи сегодня тормозит развитие страны.

В 2016 году вышла биографическая книга «Неистовый Жириновский», где в главе «Русская идея» Владимир Вольфович выразил мысль: идея России нужна. Там же он перечислил её составляющие: прогресс, патриотизм, равенство национальностей и этносов, проживающих в российском государстве. Ядром национальной идеи Жириновский назвал «восстановление и возрождение Великой России и спасение русской нации».

Поиском ответа, может быть, на главный вопрос русского народа в своё время озадачился и лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский. По его словам, ответ простой — это «уважение к человеку».

Нынешний президент РФ проделал значительную идейную эволюцию, обычную для правителя в постпетроский период – многие русские цари начинали как либералы, а заканчивали как консерваторы. Не избежал этого и В. Путин, первая консервативная идея в ранге национальной была заимствована у Солженицына – это было сбережение народа, а несколько позднее, – патриотизм.

 

«В нашем ограбленном состоянии для спасения я предложил бы национальную идею, которая изложена 250 лет тому назад елизаветинским придворным Иваном Петровичем Шуваловым. Он предложил Елизавете руководствоваться как главным законом – сбережением народа. Какая здесь мысль! Сбережение народа как главная задача. Романовы, к сожалению, на всем протяжении своей династии мало воспользовались или совсем не воспользовались этим принципом. Каждый шаг, каждый закон должен быть направлен – оберегает он народ или нет. Если нет – прочь его! Каждый закон, каждый шаг правительства должен быть на это направлен.»рассуждал в своей статье А.И.Солженицын.

В неявной форме идея патриотизма сформулирована еще в 2013 году на заседании Валдайского клуба. В феврале 2016 года президент на встрече с активом «Клуба лидеров» года уже ясно заявил, что национальная идея России — это патриотизм. «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо», правда добавив при этом, что она еще «не оформлена» и непонятно как ее «запустить». Это свидетельствует о том, что есть лишь заявка на национальную идею, но цельной всеобъемлющей концепции, дающей ответы на важнейшие вопросы российской современности, еще не разработано.

Патриотизм в чистом виде в России не может быть национальной идеей. Почему? Потому, что любовь к Родине, в России действительно сильно развитая исторически, не отвечает на вопрос, какой должна стать страна, куда она идет и что предлагает миру. Мы любим Россию, любим её за то, что она есть. Но какой она должна стать, одно только чувство патриотизма само по себе, нам понять не поможет.

Поэтому нам нужна идеология, нам нужна идея, в которой патриотизм станет лишь все усиливающимся следствием, но никак не причиной! Это значит — любим страну все сильнее, потому, что она движется в правильном направлении, усиливается и отвечает запросам и чаяниям граждан. Вызывает все большее уважение в окружающем мире.

Идеология — совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

Идеология не наука, хотя она может включать научные знания. В отличие от науки идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия. Идеология, превалирующая в том или ином государстве, стране или в обществе называется господствующая идеология.
Разрабатывая национальную идею, идеологию мы должны учитывать несколько аспектов, иметь ввиду несколько уровней её будущего восприятия:
– Идеология (идея) России должна гармонично сочетаться с исторически сложившимся менталитетом многонационального народа страны, который куда более схож, нежели различен, у разных частей российского народа.
– Предлагаемая Идеология (идея) должна в обязательном порядке делать Россию сильнее, сплоченнее. Если хотите – больше. В смысле влияния в мире и желания «стать, как мы, стать нами».
– Новая идеология России должна быть привлекательна «на экспорт». Она должна приносить нам новых союзников, не отметая старых.
– Она должна достойно конкурировать с другими идеями-идеологиями, которые и есть суть мировых цивилизационных проектов.

В новой идеологии России все должно быть прекрасно – и внутреннее содержание и внешняя форма. Люди придерживаются тех или иных идей, и формируют окружающий их мир в соответствии с этими идеями до тех пор, пока они показывают свою действенность.

Либерально-демократическая идея в России не смогла создать ни эффективно работающей экономики, ни комфортного общества. Превратить Россию в Европу она не смогла в силу разных обстоятельств, поэтому власть и российский народ разуверились в ней и стали искать новую мировоззренческую опору в форме национальной идеи. Общество не смогло выработать такой идеи, поэтому она была предложена властью. Общество в нынешней непростой внешнеполитической обстановке оказалось довольно восприимчиво к патриотической идее, и не отторгло ее, но это еще не значит, что на этой основе можно будет создать эффективное, привлекательное и конкурентоспособное общество. Такое возможно лишь в том случае, если патриотическая идея докажет свою практическую действенность.

Для того, чтобы какая-то идея была принята в качестве национальной, она должна, как минимум, отрицать предыдущую идею, нести в себе привлекательный проект будущего, быть способной сформировать нацию и быть действенной, т.е. созданная на ее основе реальность должна быть лучше предшествующей. Этим требованиям отвечали и православие, и коммунизм, но не соответствовал либерализм, который так и не смог создать эффективно работающей экономики, а без этого невозможно реализовать главные цели и задачи общества потребления.
Патриотизм в качестве национальной идеи должен не только сформировать отношение к главным сферам человеческого бытия, но и сделать их привлекательными и конкурентоспособными на фоне мировоззренческих идей других народов, а главное, он должен стать более эффективным, чем либерализм. Если этого не произойдет, то мы опять будем вынуждены вернуться к либеральным экспериментам, как это случилось в феврале 1917 года, и в 1991 году. Пока же эта огромная идейная работа не только не проведена, но даже и не осознана до конца ни властью, ни интеллектуалами. Отдельные разработки ведутся только в области образования, истории, внешней политики, экономики.

Как видно из сделанного краткого исследования, у патриотизма, как и национальной идеи, сегодня больше вопросов, чем ответов, но это вовсе не означает, что эта идея не может быть основой для национального объединения российского народа. Работа над идеей только начинается, и от усилий и таланта сегодняшней интеллектуальной элиты страны зависит ее результат.

Мировой опыт
Национальная идея как оправдание оппозиции усиливающемуся государству возникла не сразу. Даже в Англии, опережающей по уровню социально-экономического развития другие европейские страны, такая идея выкристаллизовалась лишь в первые десятилетия XVII в. в условиях конфликта между короной и парламентом, представляющим «страну» и защищавшим древние права и вольности англосаксонской нации от монархии.
Во Франции национальная идея также сформировалась в условиях конфликта с абсолютизмом и восторжествовала во время Французской революции, однако приобрела весьма специфическое содержание: нацию стали рассматривать не столько как особую группу людей, обладающих общей “культурной сущностью”, особыми правами и привилегиями, сколько как совокупность граждан, обладающих универсальными общечеловеческими правами и составляющих источник законной власти. Этот универсализм не позволил национальной идее во Франции преобразоваться в националистическую доктрину.
Государственная идеология Китая закреплена Конституцией Китайской Народной Республики. Китай строит социализм с национальной китайской спецификой. При этом главным лозунгом современного китайского общества стало не построение коммунизма, а «великое возрождение нации Китая». Никаких «общечеловеческих ценностей», никакого глобализма. Четко и понятно – возрождение нации Китая. То есть возрождение, развитие, усиление народа китайского государства.
Американская национальная идея стала основой общей для нации идеологии – разумного либерализма и основой системы образования. Национальная идея воспитывает каждого американца с детских лет в духе высочайшего патриотизма и побуждает к деятельности не только на благо народа, но в том числе и своего личного.

Этому способствует также американский Национальный гимн, в котором есть такие строки:
«….Слава мощи, что создала
и сохранила нас нацией.
Так побеждай, не медли.
В память долга Отцам.
Девиз наш «В Боге — наша вера», –
И звездный стяг! Пусть
Вечно реют твои волны,
Земля свободы, мужества живи!».

После Второй мировой войны США сыграли решающую роль в восстановлении экономики европейских стран и Японии, в установлении в этих странах демократии, а также обеспечили защиту западного мира от коммунистической экспансии. Это стало основанием для американского народа вновь расширить цели своей Национальной идеи, сформулировав их как защиту демократии и свободного рынка, распространение по всему миру, а в последние годы — решительная и бескомпромиссная война с исламским террором, с поддерживающими его, прямо или косвенно, государствами.

Эту миссию США понимают как «…продвижение свободы в интересах американского народа и международного сообщества посредством оказания помощи строительству и поддержанию более демократического, безопасного и процветающего мира, состоящего из хорошо управляемых государств, которые отвечают нуждам своих народов».

Национальная идея еврейского народа содержится в Декларации Независимости Израиля (14 мая 1948), в которой провозглашалось возрождение Еврейского государства «…в силу нашего естественного и исторического права …» на Эрец Исраель, то есть не только Божественного, но и права юридического.

Приоритетными целями национальной идеи стали :
– Прием репатриантов – «…рассеяных по свету евреев .»
– Сплочение нации «…на основе свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских Пророков».
– «Развитие страны, как Еврейского демократического государства, «на благо всех ее жителей».
– Установление мира и добрососедских отношений со всеми соседними государствами и их народами.
– Защита Родины – ее территориальной целостности и суверенных прав еврейского народа.
Духовной основой для Японии следует признать традиционную религию синто («Путь богов»). На ее основе сформировалась подлинно самобытная национальная идея.

Синто — это не столько религия в нашем обычном понимании, сколько особый тип восприятия мира. Именно на нем было основано учение, имеющее полное право претендовать на звание японской идеи, а также его многочисленные изводы. Это «школа национальных наук» (кокугакуха) в лице ее виднейших представителей Мотоори Норинага (1730—1801) и Хирата Ацутанэ (1776—1843), надолго определивших развитие японской философской и политической мысли.

Мотоори Норинага мотивировал «избранность» Японии божественным происхождением страны и «непрерывностью в веках» ее императорской династии, Норинага настаивал, что все другие страны «должны почитать божественную страну и подчиняться ей и следовать ее истинному Пути». Несколькими десятилетиями позже его ученик Хирата утверждал, что пониманием «истинного Пути» обладают только этнические японцы, причем не в силу особых добродетелей, а по праву рождения и крови.
Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов https://www.pnp.ru/, https://expert.ru/, https://nstarikov.ru/

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.