Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опубликовано в категории Социальная сфера

Аналитика: К власти на Украине пришли молодые реформаторы

«Во что бы то ни стало надо разбить старый, нелепый, дикий, гнусный и мерзкий предрассудок, будто управлять государством, будто ведать организационным строительством социалистического общества могут только так называемые «высшие классы», только богатые или прошедшие школу богатых классов. Это предрассудок».
В.И. Ленин, т.35, с.198

Первое Советское правительство — Совет Народных Комиссаров — было образовано на II съезде Советов в октябре 1917 года. Председателем СНК стал В. И. Ленин. Официальная историко-партийная наука немало потрудилась, чтобы создать казенно-благостный, иконообразный портрет Ленина. А сегодня, в обстановке актуальных политических дискуссий, В.И. Ленин зачастую становится мишенью для критиков разных оттенков — ультралевых и ультраправых, националистов и шовинистов.

Однако Ленина нужно представлять, как выдающегося государственного деятеля, проанализировать противоречивую, быстро менявшуюся российскую действительность, требовавшую немедленных оперативных решений, воссоздать и оценить деятельность Владимира Ильича по руководству правительством, подбору народных комиссаров.

 

«Перед глазами Владимира Ильича, — вспоминала Н.К. Крупская, — вырисовывался облик народного комиссара, нового типа министра, организатора и руководителя той или иной отрасли, государственной работы, тесно связанного с массами, — типа, зародившегося в огне революции».

Найти людей, способных справиться с новым, чрезвычайно ответственным делом, было непросто. Ведь предстояло построить новый тип государственного аппарата.

«Желающих попасть в наркомы было немного, — вспоминал нарком юстиции Г.И. Ломов, — не потому, чтоб дрожали за свои шкуры, а потому, что боялись не справиться с работой».

Декретом Всероссийского съезда Советов были утверждены следующие члены СНК.
Удивляет возраст членов правительства.

председатель Совета народных комиссаров Владимир Ульянов (Ленин) — 47 лет

• нарком по внутренним делам Алексей Рыков — 36 лет

• нарком земледелия Владимир Милютин — 33 года

• нарком труда Александр Шляпников — 32 года

• наркомат по военным и морским делам — комитет в составе: Владимир Овсеенко (Антонов)-34 года , Николай Крыленко- 32 года и Павел Дыбенко — 28 лет

• нарком по делам торговли и промышленности Виктор Ногин — 39 лет

• нарком народного просвещения Анатолий Луначарский — 42 года

• нарком финансов Иван Скворцов (Степанов) — 47 лет

• нарком по иностранным делам Лев Бронштейн (Троцкий) — 38 лет

• нарком юстиции Георгий Оппоков (Ломов) — 29 лет

• нарком по делам продовольствия Иван Теодорович — 42 года

• нарком почт и телеграфов Николай Авилов (Глебов) — 30 лет

• нарком по делам национальностей Иосиф Джугашвили (Сталин) — 39 лет

Средний возраст первого правительства молодой республики Советов составлял всего 36 лет.
Имена многих из них на долгие десятилетия были вычеркнуты из истории, а если и упоминались, то лишь в негативном плане.

В невероятно сложных условиях, порожденных войной, разрухой, саботажем, да и неопытностью первых советских наркомов в делах государственного управления был создан и пущен в ход новый аппарат пролетарской власти.

Все тогда делалось впервые. Впервые российским большевикам, руководимым В. И. Лениным, предстояло претворить в жизнь лозунги, с помощью которых они сплачивали массы, поднимали их на революцию, привели к победе Октября.

Это интересно
Средний возраст членов правительств СССР и России разных лет.
У Егора Гайдара он составлял 47 лет, у Евгения Примакова – 51 год.
Средний возраст правительства Дмитрия Медведева составляет 51,25 года.

Самой пожилой была власть при Брежневе: тогда средний возраст членов Политбюро равнялся 70 годам. Олигархи, фактически сверстники Брежнева, предпочитали скорее управлять страной при больном главе государства, нежели допустить мысль о политической борьбе, которую вызвало бы его отстранение. Так олигархия превратилась в геронтократию, и за этой «эволюцией» саркастически наблюдали как изнутри страны, так и за рубежом. Средний возраст членов Политбюро, на момент смерти Сталина составлявший 55 лет, во времена смещения Хрущева — 61, в 1980 году перевалил за 70 лет; в Секретариате средний возраст составлял 67 лет, среди основных членов правительственной команды — 68 лет. Люди в возрасте менее 50 лет практически отсутствовали.
Аналогичный процесс, хотя и в более умеренных пропорциях, наблюдался и в других органах государства-партии, например в Центральном Комитете партии и среди первых секретарей обкомов. В руках этих пожилых и одряхлевших руководителей находилась вторая «сверхдержава» мира, которой как раз в это время надлежало бы решать кардинальные проблемы. Так происходила деградация целого поколения дряхлевших руководителей, удивлявших мир своим политическим долголетием: приведенные к власти Сталиным во второй половине 30-х годов, они и 40 лет спустя еще удерживали свои позиции. Именно это делало трагической проблему преемственности, чего, вероятно подсознательно, боялись коллеги Брежнева. Речь шла не о простой замене одного секретаря другим. За плечами высших руководителей страны стояло не одно, но два поколения, проталкивавших своих возможных кандидатов на все ответственные посты в ожидании момента, когда будет производиться смена руководства. Рядом с Брежневым не было никого, кто мог бы не то чтобы решить, а просто сформулировать проблему.
Только в 1978 году в Москву был переведен секретарь обкома в возрасте «всего» 47 лет: Михаил Сергеевич Горбачев. И этого было достаточно, чтобы личность Горбачева начала привлекать к себе внимание. При Горбачеве средний возраст Политбюро ЦК КПСС составлял 63 года.

Несмотря на четверть века, прошедшие с момента принятия декларации о государственном суверенитете России, причины многих событий отечественной истории последнего десятилетия ХХ века по-прежнему представляются недостаточно ясными, а их интерпретации полны противоречий. Одной из таких загадок, остается вопрос, почему Б. Н. Ельцин выбрал для проведения начальных мероприятий реформ Е.Т. Гайдара и его команду – так называемых «молодых реформаторов-младореформаторов» (помимо членов первого российского правительства («правительства Ельцина – Гайдара», 1991-1992), так называли состав кабинета С.В. Кириенко (1998), а также отдельных представителей молодой генерации вице-премьеров и министров (А.Б. Чубайс, Б.Е. Немцов и пр.) в кабинетах В.С. Черномырдина, Е.М. Примакова, С.В. Степашина).
Вопреки сложившемуся мнению, приход «команды Гайдара» во власть в самом начале 1990-х годов не был случайным. Складывание этого сообщества молодых экономистов, их продвижение к высшим постам в российском правительстве (как и последующая отставка) являются закономерным результатом целой цепи взаимосвязанных событий. Причем, если начальный этап кристаллизации коллективной истории «молодых реформаторов» был действительно полон случайностей, а сам сюжет имел потенциально бесконечное множество версий развития, то наступление того или иного события вело к сокращению числа степеней свободы в выборе дальнейших траекторий движения и определяло логику каждого следующего шага. В конечном итоге реализованный вариант исторической драмы с участием «молодых реформаторов» стал закономерным и неизбежным.

ХХI век. Конец второго десятилетия вносит свои коррективы в новые веяния и течения времени. Технический прогресс на фоне различных кризисов и стагнации мировых экономик выводит на руководящие посты различных стран молодые кадры.
Молодежь в политике и различных сферах общественной жизни – тренд последних лет. Студентов избирают депутатами, вчерашние выпускники вузов возглавляют министерства, а руководителями государства становятся даже в возрасте 30 лет.
В Европе молодежь получает все больше выборных должностей и в руководстве политических сил. Наибольшее обновление наблюдается в рядах правых партий, популистов и «зеленых», но постепенно эта тенденция доходит и до «более традиционных» политических сил.
Даже в консервативной Британии депутатом парламента уже избирали 20-летнюю девушку.

Ярким примером стремления к изменениям среди молодежи стала история шведской школьницы Греты Тунберг. В августе 2018 года она начала свою первую школьную забастовку ради климата под зданием парламента Швеции, которая за год выросла в мощное движение по всему миру. В целом большинство влиятельных подростков – это селебритиз. Музыканты, певцы, актеры имеют миллионы фолловеров в соцсетях.
Швеция однозначно является одной из стран, задающих тренд на молодых политиков. Именно здесь был избран самый молодой в мире депутат парламента – Антон Абеле еще в далеком 2010 году получил мандат в 18-летнем возрасте, после активной кампании против уличного насилия. В действующем составе шведского парламента самому молодому депутату – 22 года.

В Британии для самого молодого депутата даже существует неофициальное звание – Baby of the House. Сейчас это звание принадлежит Мэри Блэк, которая стала членом Палаты общин в 20 лет и считается самым молодым депутатом в истории британского парламента с 1667 года.
Когда же речь заходит о молодых политических лидерах Европы, в голову сразу приходят два имени – Себастьян Курц и Эммануэль Макрон. В 27 лет Курц стал министром иностранных дел Австрии. На момент своей присяги он был самым молодым министром правительства Австрии с момента основания республики и самым молодым министром иностранных дел во всем мире. На момент назначения министром Курц был студентом и не имел законченного высшего образования. Австрийские СМИ шутили о том, сможет ли новый глава МИД качественно совмещать работу с учебой, не причиняя вреда ни тому, ни другому. Эммануэль Макрон стал самым молодым президентом Франции в 40 лет. Еще десять лет назад для политика это был «юношеский» возраст, а во Франции и подавно. Но времена изменились.
Кстати, партия Макрона «Вперед, республика!» привела немало молодых депутатов в парламент. Например, 27-летний Эрве Бервилл стал одним из самых молодых членов Национальной ассамблеи Франции, где он в настоящее время выступает представителем партии президента. Самым молодым депутатом президентской политсилы стала 24-летняя Тиффани Дегуа.

 

 

 

В Италии лидером одной из коалиционных партий, популистского «Движения 5 звезд», является 33-летний Луиджи ди Майо. В 26 лет он был избран в Палату депутатов и стал одним из четырех заместителей спикера, самым молодым в истории Италии политиком на этом посту, а через год – возглавил партию. С 2018 года «Движение 5 звезд» руководит Италией в союзе с правой партией «Лига». Ди Майо занимает в правительстве пост вице-премьера и министра экономического развития.
Средний возраст евродепутатов пока остается достаточно высоким – примерно 50 лет. Этот показатель почти не меняется на протяжении последнего десятилетия, но наблюдается четкая тенденция к снижению нижнего возрастного порога, то есть с каждой каденцией шансы на попадание в парламент молодых (или даже ультрамолодых!) кандидатов растут. То же самое относится и к национальным парламентам. Предел еще не достигнут: в большинстве стран ЕС разрешено баллотироваться в депутаты с 18-летнего возраста. Наиболее консервативны в этом плане Литва, Румыния, Италия и Греция, где этот порог составляет 25 лет.
Именно из-за низкого возрастного порога в той же Дании средний возраст депутатов составляет 46 лет, из них 6% – молодежь до 30 лет, еще 41% – депутаты от 30 до 40 лет.

Действующий премьер, 41-летняя Метте Фредериксен – самая молодая глава правительства в истории страны.
Похожая ситуация и в других странах Северной Европы: в Финляндии и Норвегии 10% депутатов – моложе 30 лет, в Швеции этот показатель – 12%. Но рост числа молодых депутатов затронул не только север. В Австрии три года назад таких депутатов было 4%, а после недавних выборов, вместе с избранием Курца, их стало вдвое больше.

Современная Украина.
В мае 2019 года на очередных выборах Президентом Украины стал Владимир Зеленский (41 год).
Что интересно, до декабря 2018 года он не занимался политикой и не имел своей политической партии. До избрания президентом Зеленский получил широкую известность как комедийный актёр, продюсер и сценарист: он был основателем и художественным руководителем Студии «Квартал-95», а также капитаном команды КВН «95-й квартал».

Инаугурация Владимира Зеленского прошла 20 мая 2019 года. Приоритетами своей команды он назвал прекращение огня на востоке страны и возвращение «украинских Крыма и Донбасса». В своей инаугурационной речи Зеленский объявил о роспуске Верховной рады и призвал членов правительства «освободить свои места для тех, кто будет думать о следующих поколениях, а не о следующих выборах».

21 мая 2019 года президент Зеленский распустил действующую Верховную раду Украины и назначил внеочередные парламентские выборы. Как заявил Зеленский на встрече с руководителями парламентских фракций, «главным аргументом для роспуска Верховной рады является очень низкое доверие граждан Украины к этой организации — 4%».

21 июля состоялись внеочередные парламентские выборы. Пропрезидентская партия «Слуга народа» набрала 43,16% голосов и получила 124 места. В дополнение кандидаты, поддержанные этой партией, одержали победу в 130 одномандатных округах. Благодаря этому партия получила большинство в парламенте и составила однопартийную правительственную коалицию.

29 августа 2019 года открылась первая сессия Верховной рады девятого созыва. Одним из первых вопросов, который рассмотрел переизбранный в июле украинский парламент, стало утверждение нового премьер-министра. По представлению президента Владимира Зеленского Рада утвердила на этом посту 35-летнего Алексея Гончарука, который стал самым молодым главой правительства в истории Украины.

Алексей Гончарук

Знакомые с Гончаруком собеседники РБК в президентской партии «Слуга народа», имеющей в Раде большинство, характеризуют его как технократа и очень амбициозного человека.
Зеленский не скрывал, что хотел бы технократическое правительство, которое бы вписывалось в новую модель управления: решения принимает президент, исполняет – Кабмин. В такой модели правительство должно перестать быть самостоятельной политической силой. Поэтому выбор Зеленского пал на молодого киевского юриста и предпринимателя Алексея Гончарука, ставшего в итоге премьер-министром.
Когда старожилы немецкого правительства уже начали партийную карьеру или даже работали в Бундестаге или на госслужбе, новый украинский премьер еще даже не родился.

35-летний Алексей Гончарук ровно на 30 лет моложе канцлера Ангелы Меркель и на четыре года младше «юного дарования» ее правительства — 39-летнего министра здравоохранения Йенса Шпана.

Со средним возрастом в 39 лет новое украинское правительство является самым молодым в Европе Об этом пишет Deutsche Welle.
Именно 39 лет — средний возраст украинского правительства, что почти на 14 лет меньше, чем у немецких коллег. На 20 лет моложе испанцев или португальцев. Проанализировав состав правительств десятков европейских стран, DW пришла к выводу, что новое правительство Украины — самое молодое на континенте. Похож по среднему возрасту около 40 лет — состав действующего правительства Армении. И украинские чиновники на 6-10 лет моложе своих коллег из стран Балтии, Финляндии и Беларуси и в среднем на 20 лет моложе, чем министры в Испании или Португалии.

Михаил Федоров

Во Франции средний возраст — 56 лет. Это вдвое больше, чем возраст самого молодого украинского чиновника — вице-премьера, министра цифровой трансформации Михаила Федорова. Вместе с ровесником, эстонским министром экономики Виргиниусом Синкевичусом, 28-летний Федоров является самым молодым министром Европы. Без всякого политического и управленческого опыта молодому цифровому министру придется не только управлять государственным правительственным ведомством. Для начала его надо будет создать. При этом самое большое, чем до сих пор руководил в своей жизни Федоров — цифровое направление предвыборной кампании Владимира Зеленского. До того юный министр занимался рекламой в соцсетях и был «студенческим мэром» Запорожья.

Криклий Владислав

32-летний министр инфраструктуры Владислав Криклий еще несколько лет назад занимался развитием платформы по продаже билетов в кино. Зато министр образования и науки Анна Новосад в свои 29 уже успела поработать на госслужбе — с 2017 года она возглавляла в Минобразования директорат стратегического планирования и европейской интеграции. Таким образом Новосад является одной из самых опытных в нынешнем правительстве государственных служащих.
Самый молодой народный депутат за время независимости также был избран именно сейчас.
Львовянину Святославу Юрашу – всего 23 года, он был избран по партийному списку «Слуги народа», где был под номером 27. Да и на многих мажоритарных округах до сих пор никому не известные молодые кандидаты победили опытных нардепов. Правда, в основном это была не их личная заслуга, помогла «вывеска» партии президента.

В итоге в украинском парламенте будут работать 17 народных депутатов в возрасте до 30 лет, 121 депутата – от 31 до 45 лет. Средний возраст депутата в нынешнем составе парламента – 41 год, Рада помолодела в среднем на 7,4 лет по сравнению с предыдущим созывом.

Что меняет такое омоложение парламентов?
По меньшей мере – дает надежду на то, что молодежь будет следить за политической жизнью и голосовать, а в Украине это – огромная проблема. Еще в 2017 году в исследовании Центра «Новая Европа» (где было опрошено 2000 молодых людей в возрасте 14-29 лет) только 13% из них сказали, что им «интересны» или «скорее интересны, чем нет» политические события в Украине. Только 7% опрошенных тогда согласились, что интересы молодежи скорее хорошо или очень хорошо представлены в украинской политике. И это, несомненно, требовало изменений.

Гертель Андре

Немецкий политолог Андре Гертель в разговоре с DW констатировал, что такое омоложение власти соответствует запросу украинского общества и дает шансы на новую динамику реформ.

При выборе кандидатур в новый кабинет фактор принадлежности к партии «Слуга народа» почти не учитывался, уверяет Александр Корниенко. «В первую очередь важен профессиональный подход, а не партия», — подчеркивает он, добавляя, что новый кабинет вполне можно назвать правительством технократов. Возраст новых министров значительно ниже их предшественников, отмечает Корниенко. «Украине нужны молодые политики, которые обеспечат дальнейшее обновление элит», — пояснил он. Задача команды Зеленского — собрать в исполнительных структурах «смелых людей, которые не побоятся запустить процесс реформ».

Расставляя на ключевые посты близких людей, Зеленский стремится сделать Кабмин лояльным и полностью подконтрольным, превратить его в витрину своей политики, обращенную к потенциальным инвесторам, и символом очищения власти от старой элиты, чего требует от него общество.

Главная проблема нового правительства – это ожидающие его суровые украинские реалии. Большинство новых министров – прогрессивные молодые идеалисты, получившие образование в западных вузах, создатели успешных стартапов – могут быть недостаточно знакомы с повседневной жизнью страны, далекой от постиндустриальных кластеров цифровой экономики. Столкновение с ней может стать шоком как для самих реформаторов, так и для украинского общества, жаждущего немедленных перемен. В свое время Порошенко пожертвовал реформаторами ради бизнес-интересов своего окружения. Сейчас может получиться так, что Зеленский сделает то же самое ради народной любви, которая так много значит для него.

Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, общаясь с людьми, близкими к Зеленскому, слышал, что в команду сознательно старались не привлекать никого из уже засвеченных фигур: «Идея в том, чтобы набрать каких-то новых людей, по всей видимости молодых, которые могут представлять новую генерацию экспертов и, может быть, политиков». По его словам, это «люди, которые очень молоды, они позиционируют себя как политики XXI в., пытаются дистанцироваться от предыдущих команд.

Оценить эффективность работы новоизбранных молодых реформаторов пока не получится, но опыт других стран показывает: те страны, где еще 5-10 лет назад начали выбирать не только зрелых, но и ультрамолодых политиков, не отказались от этого подхода.
А значит, тренд на «омоложение» политики в мире наверняка сохранится.

Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов https://www.eurointegration.com.ua/, http://www.fedy-diary.ru/, https://www.golos-ameriki.ru/, https://www.vedomosti.ru/, https://www.rbc.ru/, https://tsn.ua/, https://tsn.ua/ru/,
https://scepsis.net/