Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Матриархат современности

или успех модернизации путем «гендерной» революции.

Матриархат — гипотетическая форма общества или социальной организации, в которой лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества.

Буквальное значение слова «матриархат» — власть матерей, его общепринятое понимание — женовластие. В школе нас учат, что в древнейшей истории человечества женовластие предшествовало мужевластию (патриархату). Много говорится о матриархате и в специальной историко-этнологической литературе.

Многие науковеды считают, что научное знание впервые возникло в Древней Греции. Если это так, то уже вместе с наукой родилась первая концепция, связывающая устройство общества с положением полов. Это была патриархальная теория, намеченная Платоном, но особенно четко сформулированная Аристотелем. Изначальным видом человеческого общежития, учил этот корифей античной мысли, была патриархальная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения — государства (Aristotel, Politica 1-111). Тем самым была выдвинута идея некой органичной триады — патриархальной семьи, классового общества, государства как вечных и неизменных устоев человеческого общежития. И хотя уже задолго до этого имелось много сообщений о народах, которые ведут происхождение по материнской линии и почитают женщин, идея Аристотеля, вошедшая в доктрину христианской церкви, определила абсолютное господство патриархальной теории не только в древности, но и в средние века и отчасти в новое время.

Экономика — определяющий, но не единственно действующий в обществе фактор. Неравенство полов при первобытно-общинном строе могло бы вызываться к жизни и другими, чисто социальными или даже идеологическими причинами.

И действительно, основным доводом большинства сторонников матриархальной теории в защиту своих взглядов всегда была апелляция к историческому соотношению материнской и отцовской форм рода, хронологическому приоритету первой из них. Ведь если первоначальный род был материнским, утверждали они, то уже одно это создавало пусть не экономические, но социальные предпосылки для общественного преобладания женщин, их господствующих позиций в роде, родовой общине, семье, идеологической жизни. Рассуждая точно таким же образом, противники матриархальной теории доказывали, что первоначальный род был отцовским, а в дальнейшем — что обе формы возникали параллельно, без какой-либо исторической детерминированности и закономерной последовательности.

В результате уже с 1950-х годов в отечественной историко-этнологической литературе появилось робкое, но по тем временам достаточно опасное возражение против отождествления материнско-родовой организации с матриархатом. Но оно осталось гласом вопиющего в пустыне. Одни не хотели его замечать, опасаясь расхождения с официальной доктриной: ведь исторический приоритет матриархата был канонизирован не только Энгельсом, но и Лениным в «Лекции о государстве»:

«Но было время, когда государства не было, когда держалась общая связь, самое общество, дисциплина, распорядок труда силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода или женщины, в то время часто занимавшие не только равноправное положение с мужчинами, но даже нередко и более высокое, и когда особого разряда людей — специалистов, чтобы управлять, не было. История показывает, что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникало только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы — значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого.» В.И. Ленин «О государстве». Лекция в свердловском университете 1 июля 1919 г.

С первых же лет существования СССР государство провозгласило своей целью улучшение положения женщины, признало её угнетённым классом, а мужчину — угнетателем. Товарищ Ленин В.И. определял задачи женского движения (женское движение или feminine movement — это и есть феминизм) в речи на конференции феминисток. Он указал на сделанное властью для переворота в положении женщины:

«Советской властью, как властью трудящихся, в первые же месяцы ее существования, был произведен в законодательстве, касающемся женщины, самый решительный переворот. Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне.»

В отношении института семьи партийное руководство страны заняло враждебную позицию. Коллонтай A. M., главная по женскому вопросу в партии большевиков в начале 1920-х, заявляла:

«Коммунистическое хозяйство упраздняет семью, семья утрачивает значение хозяйственной ячейки с момента перехода народного хозяйства в эпоху диктатуры пролетариата…» [Коллонтай А. М. Труд женщины в эволюции хозяйства. — Лекции, прочитанные в Университете имени Я.М.Свердлова. М., 1923. Стр. 87]

«Семья, воспитывая и утверждая эгоизм, ослабляет скрепы коллектива и этим затрудняет строительство коммунизма». [Коллонтай А. М. Тезисы о коммунистической морали. — Коммунист. 1921. № 12. Стр. 29]

«Теперь, при переходе к социализму, домашнее хозяйство является вредным пережитком старины», «семья как хозяйственная единица с точки зрения народного хозяйства должна быть признана не только беспомощной, но и вредной» [Коллонтай A. M. Семья и коммунистическое государство. Киев, 1919. Стр. 23-25].

Арманд И.Ф., предшественница Коллонтай на посту заведующей женотделом ЦК РКП (б), била в ту же точку:

«Сугубые мещане хотели сохранить семью. Но речь идет о революции самого института семьи. Ибо нельзя провести всеобщей трудовой повинности, не освободив женщину от печного горшка» [Арманд И. Ф. За социальную переделку быта. — Работница. 1920. № 4. Стр. 3]. А также:«Сейчас лучше пострадать со старыми мочалками, утюгами, сковородами, с тем, чтобы имеющиеся средства и силы бросить для устройства общественных учреждений, которые упразднят семейный быт» [Цит. по: Семейная политика в СССР. М., 1997. 196 с.].

Эпохи революций всегда рождали героев в косынке и юбке, наперевес с наганом или мечом. Своя Жанна д ‘Арк, была в каждой стране. События последних дней в Белоруссии показали, что оружием может стать не только маузер, но и обычный смартфон, через который современные «Гавроши» призывают на баррикады, к неповиновению и борьбе, нарушению закона и самодурству.

Матриархат не только существовал в прошлом, но может возникнуть в будущем. Его основной аргумент: «слабый пол» более стабилен, чем «сильный». Но есть и противоположная, также биологическая трактовка проблемы: «сильный пол» активнее, агрессивнее и имеет как бы протекционистские функции над «слабым». Поэтому мужчины всегда господствовали над женщинами и будут господствовать в будущем. Это не единственная подобного рода точка зрения: имеются попытки объяснить неизбежное господство мужчин культурно-историческими причинами (скажем, многовековыми патриархальными традициями).

Так есть ли шанс на матриархат в будущем? Все мы свидетели того, как в западных странах (и не только) стремятся выдвинуть женщин на руководящие посты. Здесь, несомненно, присутствует комплекс вины. Ведь, например, в США женщин выдвигают вперед наряду с неграми. И повсеместно уже немало женщин «наверху»: женщины-президенты, женщины-дипломаты, даже женщины военные министры. И все-таки это не правило, а скорее исключение из правила.

Во главе ЕС впервые в его истории оказались женщины и возник полноценный «матриархат». Верный лейтенант канцлера ФРГ Ангелы Меркель немецкий министр обороны Урсула фон дер Ляйен возглавила правительство ЕС – Еврокомиссию, а директор-распорядитель МВФ француженка Кристин Лагард взяла в свои руки финансы сообщества, оказавшись во главе Европейского центрального банка (ЕЦБ).

Таким образом, 60 лет «мужской» власти в ЕС подошли к концу, на что обратили внимание все европейские СМИ. «Европа была спасена на краю пропасти», – констатирует французская газета Le Figaro, подчеркивающая, что преодолеть кризис удалось, «впервые назначив женщин на две самые важные должности в Евросоюзе».

В Великобритании женщины составляют уже 47% финансовой элиты. В Польше в 2025 году на трех миллионеров будут приходиться две миллионерши. Это не прогнозы одержимых феминисток, а мнение таких влиятельных организаций, как DataMonitor, Deloitte и Barclays Wealth Management. Опираются они на надежные данные. В высокоразвитых странах число студенток уже давно превысило число студентов. Из восьми миллионов новых рабочих мест, появившихся с начала XXI века в Евросоюзе, шесть заняли женщины. И еще один, пожалуй, самый красноречивый показатель: в последний кризис волна увольнений затронула в основном мужчин: например, в США из каждых четырех сокращенных работников трое были мужчинами.

С 2003 года по решению норвежских властей 40% постов в руководстве и наблюдательных советах крупных компаний должны занимать женщины.

Вслед за скандинавами пошли испанцы, которые ввели аналогичную систему в 2007 году, французы, бельгийцы и голландцы в 2011г. В 2012 году Европейская комиссия приняла проект введения женской квоты в 40% на территории всего ЕС. «Женские» квоты должны были заработать к 2020 году.

Скептики пугают, что после эпохи повсеместно критикуемого патриархата грядут времена матриархата. Они напоминают, что еще сто лет назад женщины боролись за саму возможность работать, потом за доступ к закрепленным за мужчинами профессиям, потом за право занимать самые высокие должности, а теперь — за квоты. Они успокоятся только тогда, когда изгонят из директорских кабинетов последних мужчин?

В издательстве Editions des Syrtes вышла книга «Голова и шея. Истории русских женщин» французского антрополога и публициста Морин Демидоффhttps. В ней в частности говорится:

«Что бы ни говорили, здесь фактически царит матриархат. Женщины стоят во главе государственных институтов, экономических и торговых структур, учебных заведений и, конечно, семьи. Такое впечатление, что они никогда не отдыхают. Однажды моя русская подруга сказала: «Мы знаем, что власть в наших руках, но делаем все, чтобы мужчины думали иначе. Мы их оберегаем — пусть считают себя сильными». Знаменитые строки — «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» — по-прежнему актуальны. Русские женщины делают все, чтобы сохранить этот образ из поколения в поколение, включая нынешнее. Даже двадцатилетние убеждены, что они отважные, сильные, бесстрашные. Я всегда задавалась вопросом: «Не фантазии ли все это? Или они на самом деле такие?» Не знаю… Россиянки активно проявляют себя в науке и в других сферах, где на Западе традиционно доминируют мужчины. Это связано с эмансипацией, произошедшей в советские годы. Со школьной скамьи у вас не было и нет никакой дискриминации. В других странах принято считать, что наукой должен заниматься сильный пол, тогда как женщины отвечают, скорее, за гуманитарную сферу.
Кроме того, в России после революции и всех войн женщин оказалось больше, чем мужчин. Такого не было ни в одной другой стране. Женщинам пришлось взять на себя некоторые несвойственные им обязанности. Отсюда уверенность в том, что они олицетворяют силу, волю и мужество. Россиянки активно проявляют себя в науке и в других сферах, где на Западе традиционно доминируют мужчины. Это связано с эмансипацией, произошедшей в советские годы. Со школьной скамьи у вас не было и нет никакой дискриминации. В других странах принято считать, что наукой должен заниматься сильный пол, тогда как женщины отвечают, скорее, за гуманитарную сферу.

«Россия по представительству женщин в высшем законодательном органе страны занимает 127 место в мире, – говорит Надежда Александровна Шведова, главный научный сотрудник Института США и Канады, доктор политических наук, профессор – Во всех странах, в которых женщин меньше 30% в парламенте и других органах, где принимают решение, игнорируются программы, которые касаются детей, образования, здравоохранения. Все идет на войну или еще на что-нибудь подобное. Женщины не захватывают власть, они занимают то место, которое им должно принадлежать по закону, по здравому смыслу. Не надо воспринимать все мужское население за все человечество. Зачем заниматься лицемерием? Больше половины женщин занято на трудовом фронте, работают, они больше не «хранительницы домашнего очага» в полном смысле этого слова, а мужчины – не «добытчики». Не могут быть нормальные гармоничные взаимоотношения между рабскими личностями, должно быть равноправие.
Крупные компании, где по количеству мужчин и женщин поровну – это более эффективные организации, потому что приносится опыт двух констант. В Европе и Америке, где к власти приходят женщины, увеличиваются расходы на социальные программы, образование, помощь детям».

«Могу ручаться, что ни одного реально задокументированного случая существования матриархата на планете не зафиксировано, – утверждает Андрей Витальевич Коротаев, профессор Высшей школы экономики, доктор исторических наук, доктор философии – Матриархат – это около научный миф. Он появился в XIX в. в западно-европейской науке, не полностью на пустом месте. Потом он попал в сочинение Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства», ему было придан в Советском Союзе статус догмы. Большая часть советских людей считало, что матриархат существовал, потому что это было описано у Энгельса. Ленин потом тоже придал этому мифу реальности. Во всем мире матриархат был опровергнут.
Ничего плохого в женщинах в политике я не вижу, в исламских странах число женщин в политике возрастает, это плюс. Исследования показали, что женщины в исламских странах стоят за умеренный исламизм. Это ведет к ослаблению исламского терроризма. Но чтобы во всем мире правили женщины – нам это не грозит. По числу женщин-членов парламента мы занимаем одно из последних мест в мире».

Первое место по количеству женщин в парламенте занимает Руан. Такой результат объясняют полным переформатированием политики а геноцида 1994 года. Из европейских стран в пятерке лидеров только Исландия с 47,6%. Россия же заняла 128 место.

Количество женщин, избранных в парламенты стран мира, более чем удвоилось со времен исторической 4-й Всемирной конференции ООН по положению женщин (конференция состоялась в Пекине 25 лет назад). Частично этот рост можно объяснить введением квот.
Хотя представительство женщин в национальных парламентах возросло, гендерный паритет остается далекой от реальности мечтой. Тем не менее, можно говорить о существенных сдвигах.

В 1995 году первое место по доле женщин среди членов парламента занимала Швеция, за которой шли другие скандинавские государства, а также иные развитые страны.
В 2020 году Руанда, где более 60 процентов депутатов парламента составляют женщины, опережает 171 страну. За Руандой следуют Куба, Боливия и Объединенные Арабские Эмираты. Швеция опустилась на седьмое место.

Межпарламентский союз пришел к выводу, что страны Северной и Южной Америки добились наибольшего прогресса в плане представленности женщин в парламентах. За ними следуют Европа, страны Африки к югу от Сахары, Ближний Восток с Северной Африкой и Азия.
С другой стороны, в Тихоокеанском регионе, который замыкает рейтинг, есть парламенты, где женщин нет вообще.

Генеральный секретарь Межпарламентского союза Мартин Чунгонг отмечает, что женщинам лучше всего удается проявить себя в тех странах, где введены квоты на их представительство.

«Там, где в избирательном процессе применяются квоты, мы видим увеличение представительства женщин по сравнению со странами, где таких квот нет, – говорит он. – Поэтому мы будем и дальше делать акцент на необходимости законодательного закрепления квот для достижения гендерного равенства».

В беседе с «Голосом Америки» Чунгонг заявил, что статистика показывает, что активное участие женщин в парламентах приводит к более продуманным и лучше реализуемым законам о гендерном равенстве.

«Появляется больше возможностей для решения проблем, которые имеют особое значение для женщин, например, охрана здоровья матери, новорожденных и детей, политическое участие женщин, насилие в отношении женщин, сексизм, – поясняет он. – Подобные вопросы, как правило, выходят на первый план, когда в парламенте есть мощное участие женщин».

Присутствие женщин в органах управления российских компаний позитивно сказывается на экономических показателях. Такие выводы сделали авторы исследования «Гендерный состав советов директоров и эффективность компаний», на XVIII международной конференции в Высшей школе экономики. Как показали наблюдения, доля женщин в советах директоров российских компаний в последние годы растет. DW выяснила, в чем причина этого явления и как связана эффективность бизнеса и гендерное разнообразие в руководстве.

Доля женщин в советах директоров выросла с 8% до 14%. Как рассказала DW один из авторов исследования, доцент кафедры финансов и учета Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Гаранина, причиной этого явления с немалой долей вероятности является следование европейским тенденциям. Для примера — в Германии присутствие женщин в руководстве диктуется квотами, которые составляют 30%. Подробнее: https://www.dw.com/ru/

По данным Credit Suisse Research Institute, более значительных успехов добиваются компании, в составе правления или совета директоров которых есть женщины — их показатели на 26% выше, чем у компаний, которыми руководят исключительно мужчины. Международные корпорации принимают во внимание эти замечания. Их примеру стремятся следовать российские компании, ориентированные на работу в партнерстве с западными коллегами.
Как показало исследование петербургских ученых, улучшение экономических показателей (рентабельности активов и рентабельности собственного капитала) происходит в компаниях, в советах директоров которых присутствует не менее двух женщин. Также выяснилось, что таким компаниям легче преодолевать кризис.

«Женщины не принимают решения голословно, детально изучают документы, вдумчиво голосуют, они готовы к обсуждению, более дисциплинированны. Они менее склонны к риску, что особенно важно в кризисные периоды. Женщины вносят в рабочий процесс умиротворенность, в хорошем смысле предсказуемость. Конфликтность исчезает, бизнес-отношения становятся более стабильными. Создается более благоприятный психологический климат, люди увереннее смотрят в будущее, что помогает преодолевать кризисные явления».

Анализ, проведенный на Западе, показывает, что, «если в совет директоров включается женщина с опытом работы в органах власти, чаще всего это повышает капитализацию, поскольку этот факт является для инвесторов сигналом о том, что в компании будут выстроены эффективные связи с государством». Если же включить в совет женщину-эксперта, например, с финансовым образованием, улучшаются показатели рентабельности.

Может нам стоит прислушаться к мнению развитых стран, применить их пример квоты и понятия женского управления. Процессы модернизации страны, которые с успехом проваливает Россия на протяжении последнего 10-летия под руководством мужчин, стоит доверить женщине, помятуя о золотом веке Екатерины. Кто знает, может быть и следующим президентом России станет именно женщина. Ведь, согласитесь — показатели успешности на лицо!

Автор: Александр Тонин

В статье использованы материалы из открытого доступа.

Это интересно

В каких государствах есть матриархат?

Матриархат – это такая система общественного устройства, при котором во главе его стоит женщина – матриарх. Она является главой семьи или племени. Антропологами и феминистками была создана классификация сообществ, управляемых женщинами. Это включает в себя и матрилинейную систему. Эта система отслеживает не только родословную по материнской линии, но и гражданскую систему, где наследование тоже происходит по женской линии. Самыми известными и в этом роде являются амазонки и их матриархат. Но это общество находилось не в реальности, а было порождением мифа. Но всё же в реальном мире есть общества, которые управляются женщинами.

Мосуо (мосо)

Китайцам хорошо известно, что недалеко от Тибетской границы в провинциях Юньнань, Мосуо, Сыньчуань находится одно из самых известных матрилинейных обществ. В Китае их официально классифицируют, как другое этническое меньшинство, составляющее часть народа наси. Мосуо проживают семьями, где главным является матриархат. Наследственное древо у них рассматривается по женской линии. Всё имущество наследуется по точно такой же системе. Все самое важное в семье решается женщинами, представители мужского пола только могут давать советы и соглашаться.

Молодое поколение мосуо воспитываются в семье, они носят фамилию матери. У этого народа не заключаются официальные браки. Девушки и женщины самостоятельно могут выбрать себе сексуальных партнёров. Семейные пары они не образуют. Детишки живут только с матерями. Воспитанием их мужчины почти не занимаются. В некоторых случаях, кто был отцом детей, даже никто не знает. Мужчина воспитывает детей своей матери и сестёр. Мужчины в этом племени занимаются бездельем с точки зрения современного общества, они целый день копят силы, чтобы потом смочь хорошо удовлетворить женщину. Это настоящее царство дочерей.

Минангкабау

Минангкабау проживают в Западной Суматре в Индонезии. Их численность 4 миллиона человек. Это самое крупное из всех существующих ныне матрилинейных сообществ. В племени существует закон, по которому вся собственность передаётся от матери к дочери. Этот народ считает, что мать – это самый важный человек в обществе. В племени Минангкабау во всём главенствующими являются женщины. Они руководят политикой и духовной жизнью племени. И мужчин, и женщин, это разделение власти держит в разных условиях.

Выйдя замуж, женщина становится обладательницей личной спальни. Супруг может посещать её ночью, но с рассветом он должен уйти в дом, где живёт его мать. Там он должен разделить с ней завтрак. В возрасте десяти лет мальчики уходят из материнского дома. После этого они поселяются в мужских домах. Там они получают различные навыки и знания. Им прививают и религиозность. В этом жилище главой является мужчина, но назначается он женщинами. Они же могут и заменить его другим управляющим. Это происходит тогда, когда назначенный мужчина не справился со своими обязанностями.

Акан

Аканцы проживают в Гане. Они составляют большинство населения. Вся их жизнь привязана к матриклана. На нём всё основывается: личность, наследство, материальные накопления, политика. Но в общественной жизни по традиции все должности руководителей заняты мужчинами. Эти должности они наследуют от матерей и сестёр. Мужчина должен поддерживать не только свою семью, а также семью своих родственниц. В наши дни в некоторых семьях аканцев предпочитают равноправие. Но в большинстве случаев женщина строит карьеру, а мужчина занимается домашним хозяйством.

Брибри

Брибри проживают в заповеднике в кантоне Таламанка в провинции Лимон в Коста-Рике. Это коренное население. Численность его — 13 тысяч человек. Как и другие матриархальные общества брибри живут семейными кланами. В клан входит несколько семей. Всё в семейном сообществе определяется через женщину. В одном доме брибри может проживать более двадцати человек. Только женщины брибри могут наследовать землю. Традиционный ритуальный напиток какао имеют право готовить только женщины племени. Его они используют в религиозных мероприятиях.

Гаро

Гаро являются соседями хаси. Они проживают в Индии в штате Мегхалая. У них также существует преемственность от матери к дочери. Обычно, главной наследницей является последняя дочь. Как и в обществе Акану, у гаро матрилинейный порядок, но не матриархальный. У гаро мужчины управляют обществом и собственностью. Брак последней дочери устраивается для неё. Но для других дочерей брачный процесс довольно сложный. Очень интересен свадебный обычай у гаро. Выбранный жених всячески избегает предложения о браке с не наследницей. Он даже убегает из деревни. Семья невесты должна догнать его и вернуть любым путём, иногда даже притащить, в поселение. Это может повторяться несколько раз. Только когда невеста даст обещание слушаться мужа, он даёт согласие на брак. После свадьбы мужчина живёт в доме супруги. Но если что-то не складывается, супруги расходятся без особых обязательств. Младшая дочь должна выйти замуж последней.

Наговиси

В Южном Бунгевиле на острове проживает племя наговиси. Этот остров находится к западу от Новой Гвинеи. Учёные считают, что племя наговиси было когда-то разделено на две матрилинейные ветви. Позднее они разделились на матрикланы. Женщины племени наговиси занимают главное место в обществе и церемониях. Они очень горды, что работают на земле.

Большое значение для женщин наговиси имеет сад и сексуальная привлекательность. Браки у них официально не заключаются. Но если мужчина во всём помогает женщине, например, в саду, они вместе спят и появляются на людях вдвоём, то их считают семейной парой.

Матриархат стал загадочной страницей человечества. Возможно, когда-то давным-давно в обществе и был матриархат, но постепенно статус женщины в обществе изменился.

В современном мире женщины стараются сравнять своё положение с мужчинами. В этой статье вы увидели регионы, в которых женщины пользуются главенствующей властью.

Источник: http://history-doc.ru/

Комментарии отключены.