Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опубликовано в категории Мировой опыт

Концессии: зарубежный опыт

Вопросы привлечения частного капитала к инвестированию социальных и инфраструктурных проектов, традиционно финансирующихся из государственного бюджета, находятся в центре внимания практиков и исследователей большинства развитых стран мира. Тема имеет давнюю историю.

Во Франции и Великобритании возникновение концессионных взаимоотношений относят к 16 веку (во Франции, например, считается, что первая концессия была предоставлена в 1554 году инженеру Адаму де Крапону на сооружение и эксплуатацию канала). Широкое распространение в Европе и США подобная форма сотрудничества получила в XIX веке, а в 80-х- 90-х годах ХХ века вопросы привлечения бизнеса к реализации проектов, традиционно относящихся к ведению государства, снова привлекли к себе внимание во всем мире. Сейчас в одной только Великобритании стоимость объектов, сооруженных за счет привлеченного государством частного капитала в течение последних десяти лет, превысила 24 млрд. фунтов стерлингов. При реализации государственных проектов, к участию в которых привлекается частный бизнес, стороны вступают в партнерские отношения, которые принято называть партнерством между государством и частным бизнесом (Public-Private Partnership — РРР).

В большинстве случаев инициатива установления партнерства с частным бизнесом исходит от государства и вызывается неспособностью государства обеспечить необходимые объемы, концентрацию и эффективное использование финансовых ресурсов в целях поддержания и инновационного развития инфраструктуры всех типов, в то время как частный бизнес имеет большие свободные денежные ресурсы, по природе своей более эффективен и при надлежащем контроле способен лучше решать эти задачи.

Концессии в чистом виде наиболее распространены в странах, где партнерство между государством и частным бизнесом основано на разработанной законодательной базе. К таким странам прежде всего, нужно причислить Францию, концессионное законодательство которой является одним из самых разработанных в мире и состоит из сложной системы правовых норм, содержащихся в самых разнообразных нормативных актах государственного и местного уровней, и в которой имеется богатая судебная практика. К странам с неразвитой законодательной базой партнерства между государством и частным бизнесом относятся США, где практически отсутствует специальное законодательство о концессиях на федеральном уровне. Некоторые конкретные требования к концессионерам устанавливаются нормативными актами штатов и местных органов власти, но в основном взаимоотношения между государством и частным бизнесом регулируются общими гражданско-правовыми нормами, что вызывает большое множество форм реализации партнерства, которые могут быть отнесены к концессиям.

Ниже представлены некоторые формы организации партнерства между государством и частным капиталом в США, применяющиеся в сфере развития инфраструктуры.

Передача в долгосрочную аренду объектов инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Сдача в аренду имеет целью привлечь частные инвестиции к модернизации, обеспечить более эффективную эксплуатацию объекта инфраструктуры и должна быть в обязательном порядке обоснована инвестированием средств в развитие объекта. Аренда широко используется в секторе коммунальной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Схемы строительство-эксплуатация-передача (BOT — Build-Operate-Transfer), строительство-передача-эксплуатация (BTO — Build-Transfer-Operate) и аналогичные им.
В соответствии со схемами ВОТ и ВТО застройщик строит, вводит в эксплуатацию и эксплуатирует объект, которым может быть электростанция, водоочистные сооружения или промышленное предприятие. При этом возвращение инвестиций и получение прибыли осуществляется за счет эксплуатации в течение установленного срока построенного им объекта. Разница в указанных схемах заключается в том, что при использовании схемы BOT застройщик после окончания строительства в течение установленного в контракте срока владеет объектом и эксплуатирует его, а при использовании схемы ВТО застройщик по окончании строительства передает объект государственному или муниципальному заказчику, а затем получает его в долгосрочную аренду, и также эксплуатирует его в течение установленного в контракте срока.

Заключение контрактов на оказание услуг.
Суть данной схемы состоит в том, что частная компания заключает контракт с государственным или муниципальным заказчиком для выполнения определенных услуг, таких как ремонт и обслуживание дорог, сбор и утилизация отходов, сбор коммунальных платежей, обслуживание коммунальных сетей, установка и обслуживание счетчиков и т.п. Проект такого рода обязательно должен включать инвестирование в создание таких объектов, как сеть цехов (мастерских) технического обслуживания, соответствующим образом оснащенные здания и помещения, а также оборудование и транспортные средства. При выполнении проектов такого типа частный партнер обеспечивает возврат инвестиций и получение прибыли за счет соответствующих тарифов путем эффективной эксплуатации объектов.

Обратный лизинг.
В соответствии с данной схемой застройщик строит и вводит в эксплуатацию объект, который потом передает в лизинг государству (муниципалитету). Лизинговые платежи в течение установленного срока должны покрыть стоимость объекта и принести прибыль, норма которой устанавливается в контракте. По существу, эта схема представляет собой `покупку в рассрочку`, за исключением того, что, по мере осуществления выплат лизинговых платежей, в собственность государства (муниципалитета) поступает часть объекта, пропорциональная промежуточной сумме выплат.

Передача объекта во владение с обязанностью предоставления услуг.
При реализации этой схемы объект инфраструктуры передается во владение частному лицу. Передача объекта во владение обязательно обусловливается обязанностью предоставлять определенный спектр услуг. В США такая схема наиболее часто используется применительно к предприятиям по переработке и транспортировке отходов, объектам спасательных служб.

Продажа с последующей арендой.
Данная схема основана на том, что государство (муниципалитет) продает объект инфраструктуры частной компании и немедленно после продажи берет его в аренду. Таким образом, государство получает возможность выручить финансовые средства для инвестиций, к тому же обе стороны получают различные льготы (в том числе налоговые) в соответствии с законодательством США.
Следует отметить, что некоторые из вышеуказанных схем применяются только в США и Канаде. В Европе аналогичные формы партнерства могут иметь свои особенности и другие названия.
Источник: http://www.m-economy.ru/