Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Аналитика: Коммунизм – пережиток прошлого или современная реальность

Утопия или реальность.

«Коммунистическая идеология, она очень сродни христианству на самом деле – свобода, равенство, братство, справедливость – это все заложено в Священном Писании, это все там есть. А кодекс строителя коммунизма? Это сублимация, это просто такая примитивная выдержка из Библии, ничего нового не придумали», – заявил Путин.

Российский лидер сравнил отношение коммунистов к Ленину с почитанием святых в христианской религии.
«Ленина положили в Мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для христиан? Когда мне говорят, что нет, в христианстве нет такой традиции, ну как же нет, на Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи», – сказал Путин. Как полагает глава государства, «тогдашняя власть, по сути, ничего нового не придумала», приспособив под свою идеологию «то, что уже изобрели».

В историческом сопернике либерализма в ХХ веке – коммунизме, можно заметить некие заимствования из христианства. Неслучайно некоторые коммунисты любили порой говорить о своей близости особенно первым христианам, и, в частности, ссылались на следующий фрагмент из Нового Завета, из «Деяний апостолов»:
«Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2: 44–47).

Действительно, слово «коммунизм» образовано от латинского прилагательного communis– «общий». Смысловое ядро этого учения – идея о неприемлемости частной собственности, и стремление к тому, чтобы у людей все самое главное было общим, чтобы его «разделять между всеми, смотря по нужде каждого». Только так по мысли коммунистов отношения между людьми будут братскими и подлинно человечными. «От каждого по способностям, каждому – по потребностям».

Француские утописты XVII века верили в утопический уравнительный социализм и коммунизм. Его главные представители во Франции XVIII столетия: Мелье, Морелли и Мабли.
Жан Мелье (французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист, католический священник) требовал уничтожения классового общества и установления социального равенства. Он утверждал, что от природы все люди равны и что, следовательно, каждый должен иметь свою долю материальных благ и полную духовную свободу. При этом, как указывал Мелье, каждый член общества должен трудиться. Мелье резко выступал против частной собственности. Он утверждал, что земля должна стать общественным достоянием, а производство и потребление должны быть организованы на коммунистических началах. Для осуществления этого идеала, считал Мелье, нужно сначала просветить людей, чтобы они поняли, в чем заключается корень зла, а затем — и в этом отношении Мелье выделяется из среды просветителей — необходима революция
Этьенн-Габриэль Морелли (французский мыслитель XVIII века) мечтал об уничтожении частной собственности и об установлении коммунистического строя в виде республики. Но необходимости революции для осуществления своего политического идеала Морелли не понимал, веря в то, что для его достижения возможен мирный путь. Морелли не понимал роли и значения технического прогресса и роста производительности труда для развития общества. Он считал, что для сохранения равенства необходима не только всемерная борьба с роскошью, но и жестокое ограничение всех человеческих потребностей.
Габриэль Бонно де Мабли (французский социальный философ, автор многих работ по международному праву, социально-политическим вопросам и истории), дворянин по происхождению, принадлежал к духовному сословию — он был священником. Отправляясь от той же идеи, что и все просветители XVIII века, Мабли считал, что в основе человеческого общества должны лежать естественные законы природы, которыми он считает равенство, свободу и труд. Мабли мыслит идеальный политический строй в виде республики. При этом провозглашает необходимость свержения существующего строя, то есть революции, которую он сравнивает с ампутацией руки или ноги, пораженных гангреной, для того, чтобы спасти весь организм. «Гражданская война является благом, когда общество… подвергается риску погибнуть от деспотизма».
К важнейшему историческому рубежу в развитии утопического социализма подошли в начале 19 в. великие социалисты-утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн, с особой силой выразившие разочарование буржуазным обществом самых передовых представителей его интеллигенции. Они создали новое направление критико-утопического социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнических интересов интересам общества, преобладание паразитических элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господствующих классов и растлевающее воздействие капитализма на личность.

Критико-утопический социализм в своих произвольных, фантастических исторических конструкциях утверждал вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм производства в поступательном развитии человечества; он видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и уравнительности при социалистическом строе, критико-утопический социализм выдвинул социалистический принцип распределения «по способностям» и изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.

Революционный переворот в социалистических и коммунистических идеях был осуществлен Марксом и Энгельсом. Марксизм превратил социализм из утопии в науку, доказав, что социализм есть не осуществление абстрактных принципов справедливости и разума, а закономерный результат исторического развития общества и классовой борьбы пролетариата, объединяющего вокруг себя всех трудящихся.

Ближайший друг и соратник Маркса Фридрих Энгельс в своей работе «К истории первоначального христианства» писал:

«В истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества. И христианство и рабочий социализм подвергались преследованиям и гонениям… И вопреки всем преследованиям, а часто даже непосредственно благодаря им, христианство и социализм победоносно, неудержимо прокладывали себе путь вперед.»

Коммунизм выступил как очень привлекательное учение, которое настаивало на справедливости и равенстве людей, на том, что все люди заслуживают счастья и обязательно его получат. Неслучайно к середине 20 века коммунизм завладел уже почти половиной мира (Россия, Китай и Восточная Европа) и, казалось, вот-вот ниспровергнет своих соперников – капитализм и либерализм.

Принятая при Хрущеве, последнем «романтике коммунизма» в 1961 году Программа КПСС, обещавшая построить коммунизм к 1980 году, заканчивалась фразой, которая звучит скорее как поэтический отрывок из Маяковского: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»

Из его внутренней и искренней преданности коммунизму – всплеск борьбы с религией и усиление атеистической пропаганды. С другой стороны, в моральный кодекс строителя коммунизма , тоже принятый при Хрущеве, пусть в искаженном виде, но вошли и христианские ценности, например, пункты 6–8:
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
Вот что о принятии и написании этого кодекса вспоминал политолог Федор Бурлацкий: «Мы стали фантазировать. Один говорит “мир”, другой ― “cвобода”, третий ― “солидарность”… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда всё действительно “ляжет” на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов».

А как на самом деле, по прошествии веков, жива ли коммунистическая идея? Бродит ли до сих пор одинокий призрак коммунизма по миру или упокоился лишь в памяти философов, мыслителей и научных трактатах?
Китай
Самым развитым в экономическом плане социалистическим государством является Китай. Он на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции по темпам роста экономики и производства, что делает его одной из самых перспективных стран с подобной идеологией.

Главной политической силой является Государственный Совет, который также именуется Центральным народным правительством. Помимо увеличения темпов производства, которые являются рекордными, экономика страны ориентирована на экспорт выпускаемой продукции. Одновременно с этим государство успешно стремится стать самодостаточным: продовольственная зависимость от торговых партнеров не превышает 10%. Либерализация экономики и стремление привлечь инвестиции из-за рубежа привело к появлению свободных экономических зон. Это специальные регионы, где сосредоточены различные предприятия иностранных партнеров: Сямэнь, Чжухай, Шэньчжэнь и Шаньтоу, — а также множество районов с беспошлинной торговлей. Китай активно торгует с внешними партнерами, что подтверждается наличием надписи «Сделано в Китае» на большинстве вещей, реализуемых во многих странах мирах.

КНР является лидером по производству (% от мировой продукции): фотоаппаратов (50%); кондиционеров (30%); холодильников (около 20%). А также Поднебесная занимает первое место в мире по производству текстиля, одежды, обуви и многих других товаров. При этом государство активно импортирует сырую нефть для последующей переработки и использования.
Начиная с 2002 года КНР реализует программу инвестиций за рубежом, которые сосредоточены главным образом в странах Азиатского региона (более 60%). Значительно меньшая по объемам доля инвестиций (15%) идет на проекты, реализованные в Латинской Америке. Европейский же регион получает — лишь 9%, вкладываемых китайскими предпринимателями. Несмотря на определенный уровень милитаризма, страна стремится проводить экспансию с помощью экономических и демографических инструментов, а не путем активных военных действий.

Так является ли еще КНР коммунистической страной, или это современное капиталистическое государство?
Коммунистическая партия Китая приняла некоторые аспекты капитализма, но контролирует все стратегически важные направления и строго ограничивает право на свободу высказываний, собраний и убеждений. Политическая структура китайского режима является классической ленинской диктатурой. Страна не смогла бы наслаждаться результатами быстрого роста ВВП в последние годы, если бы партия не отошла от чистого социализма в 1978 году под руководством Дэн Сяопина, когда проводились эксперименты с экономической реформой.

На протяжении многих десятилетий партия постепенно ослабила контроль над средствами производства и позволила развиться частному предпринимательству. Высшее китайское руководство в настоящее время признает, что партия больше не следует методам классической командной экономики. Она теперь применяет «нео-командные» методы.

Швеция
Что же касается шведов, то многие утверждают ,что они давным-давно построили… коммунизм, о котором давно и безуспешно мечтали в СССР. У нас в России все области, республики или края поделены на районы. В Швеции – деление на коммуны.
Число коммун в этой стране сейчас достигает 288. В обязанности их глав входит много чего: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное и среднее образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и так далее. Коммуны имеют право взимать подоходный налог, да еще какой! Между государственным и коммунальным уровнями существует региональное управление.

На этом уровне Швеция – унитарное государство, состоящее из 21 округа (ленов). В ленах действуют органы местного самоуправления – ландстинги, избираемые населением на три года. Деятельность ландстингов контролируется губернаторами, которые представляют в ленах центральную власть. Губернаторы стоят во главе специальных административных бюро.

Если кто-то в России заявит в наше время, что он коммунист, то это может повлечь весьма отрицательные последствия столь злокачественного вируса, как на работе, так и в повседневной жизни. Назойливая капиталистическая пропаганда объявила эти идеи главным врагом системы: когда дела принимают неблагоприятный оборот для правящего класса, то раздувание угрозы обычно усиливает коллективный страх, сея сомнения относительно разумных предложений любых левых сил, пытающихся противостоять правой идеологии в ее различных политических ипостасях, в соответствии с конкретным историческим моментом: консервативной, реформаторской, прагматичной, технократической, неолиберальной

Сейчас (не опасаясь криков о неизбежной угрозе) можно публично заявить о своей приверженности либеральным или социал-демократическим идеям, то есть, тому, что вписывается в рамки капиталистической идеологии. На все, что вне этого, навешивают самые ужасные ярлыки: радикалы, правозащитники, антисистемщики, анархисты, экстремисты, террористы, социалисты и коммунисты.

За исключением научных кругов, коммунистическое мышление не занимает своего полноправного места в общественных и политических спорах. Коммунистические идеи обсуждаются только в научных учреждениях, их исследуют в своих работах лишь некоторые очень смелые авторы, которые самоотверженно поддерживают живой огонь этого учения, не боясь идти против течения.

После распада СССР коммунисты оказались в условиях подполья или живут с ощущением разрушенной мечты. Но, если вдуматься в социально-политическую реальность, то многие из их идей взяли на вооружение современные общественные движения. Все вновь возникшие левые силы, не подверженные конъюнктурным соображениям, принимают во внимание преобладающие настроения и, используя различные тактические приемы, стремятся преодолеть антикоммунистические предрассудки широких масс населения и привлечь их на свою сторону.

Тем не менее, иногда получается так, что добившись определенных целей и оказавшись во властных структурах, краткосрочная тактика превращается в стратегию, а коммунистические идеи — под давлением жизненных обстоятельств — уходят в небытие, подобно старым и ненужным вещам. А политические руководители тем временем воспринимают новые (а по сути, старые) свободы творчества, парламентской демократии западного образца и сращивания с имущей верхушкой.

Идеология — отличное поле для партизанской войны мирового масштаба с несогласными. Используя гласность и другие подобные приемы, капитализм решает за нас, в каком обществе нам жить, оправдывая общественные отношения и пагубные побочные эффекты его экономического развития: бедность, голод, безработицу, несправедливость, вооруженные конфликты, экологические бедствия, неравноправие женщины… Все имеет свои естественные причины, говорят нам со слащавой любезностью, а когда лживые аргументы заканчиваются, тут же вспоминают о злобных и коварных врагах капитализма: террористах, маргиналах, иммигрантах, коммунистах. Против них любые средства хороши. Пока будут действовать партии, использующие любую возможность, чтобы отвлечь внимание общества от наиболее значимых политических вопросов, лицемерный капитализм просуществует, даже попирая собственные основополагающие принципы.

В ходе непрерывной борьбы с ценностями капитализма, после того, как вскрыта лживость его идеологии, следует вместе с Лениным задаться вопросом: что делать? И что, на этом все заканчивается? Однако, согласно учению Маркса, мир необходимо преобразовывать. Совершенно бессмысленно описывать объективную реальность с помощью красивых слов и убаюкивающих неологизмов (общество риска, постмодернизм, текучая современность), если нас устраивает лишь чистая теория, отшлифованная и нетребовательная. Стремление к построению нового общества приводит к тому, что коммунистические идеи освещают нам путь в лучшее и более демократическое будущее.

Именно этому будущему, которое никогда не наступает окончательно, противостоят модели мышления, разработанные на современных фабриках неолиберальных идей. Сами того не замечая, мы живем в будущем, заполненном новостями, цель которых состоит в том, чтобы в буквальном смысле слова сознательно вывести нас из объективной реальности и настоящего. Таким образом, постоянно обновляя ассортимент товаров и разжигая ненасытную жажду потребления, людей лишают возможности поразмышлять, проявить понимание к другим. А ведь в эти моменты размышлений и критических обсуждений люди могут зародиться отношения власти между игроками и субъектами общественного пространства.

У нас есть предмет критики — неолиберализм людей, которые в силу сложных жизненных обстоятельств ищут мгновенного спасения в личном обогащении и жесткой конкуренции. Следует ли уточнять, к чему мы стремимся: к построению нового, возможно, коммунистического, общества? И разумеется, кто будет все это претворять в жизнь? Без подлежащего не может получиться внятная фраза. Толпе и отдельным гражданам приходят в голову праздные идеи, которые так же легко могут развеяться в силу генетической расслабленности.
Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов https://foma.ru/, https://visasam.ru/,
https://www.booksite.ru/

Image by Freepik

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.