Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Государственная поддержка сельского хозяйства за рубежом

Анализ финансирования аграрного сектора западных стран свидетельствует о том, что одним из значительных источников финансирования сельского хозяйства является государство, которое оказывает сильную финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителям для развития конкурентоспособности его товаров и экономически выгодного производства.

Наименьший уровень государственной финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей отмечается в Новой Зеландии (3%).
Наибольшую государственную финансовую поддержку сельхозтоваропроизводители получают в Швеции (82%), Норвегии (75%) и Японии (74%), которые можно объединить в группу стран, не желающих оказаться в продовольственной зависимости в силу худших природно-климатических условий для ведения сельскохозяйственного производства и проводящих курс на самообеспечение продуктами питания.

Основные приоритеты сельскохозяйственной политики США являются:
— поддержание фермерских доходов,
— повышение эффективности сельскохозяйственного производства,
— поддержка высокой конкурентоспособности американских товаров на мировом рынке.
Перечисленные приоритеты определяют основные задачи американской сельскохозяйственной политики:
— регулирование производства и сбыта продукции в стране;
— создание сельской производственной инфраструктуры (дорожное строительство, мелиоративные объекты, электрификация, телефонизация и т.д.);
— развитие сельскохозяйственных НИОКР и их внедрение;
— охрана земельных и водных ресурсов; оказание продовольственной помощи нуждающимся, субсидирование программ экспорта сельскохозяйственной продукции.

В развитых странах создана четкая система кредитования фермеров и сельскохозяйственных кооперативов, через которую осуществляется государственное регулирование и инвестирование сельскохозяйственного производства.
Для оказания помощи фермерам, испытывающим финансовые затруднения, в ЕС созданы специальные фонды:
— Европейский фонд социального развития (EFRE);
— Европейский социальный фонд (ESF);
— Европейский фонд выравнивания и гарантий (EAGFL).

В разных странах сложились различные иерархические системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, разнообразие которых определяется рядом факторов: историческими традициями, территориальными масштабами страны, степенью развитости ее банковской системы.

Кредитование.
В скандинавских странах сложились двухступенчатые системы сельскохозяйственной кредитной кооперации. Как правило, они представлены центральными банками кооперативного кредита и его региональными отделениями или самостоятельными кредитными кооперативами. В Дании центральный кооперативный банк (Андельсбанкен) ведет операции с крупнейшими сельскохозяйственными кооперативами. В Финляндии существует центральный банк кооперативных банков, функционирующих в рамках административных регионов и распространяющих свою деятельность в основном на сельское хозяйство. В Норвегии есть норвежский банк для мелких сельских хозяйств, ведущий операции с кредитными кооперативами.

Во Франции, Голландии и Германии функционируют трехступенчатые системы сельскохозяйственной кредитной кооперации. Первый уровень системы представлен центральными банками кооперативного кредита, второй – региональными кассами кооперативного кредита и третий – местными кредитными кооперативами.

Таким образом, иерархическое построение системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в зарубежных странах не является случайным, оно в определенной мере выступает зеркальным отражением соответствующих структур кооперативных предприятий, производящих товары и оказывающих услуги.
Механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в рыночных условиях обусловливает специализированную систему кредита. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что основная доля кредитов в сельском хозяйстве приходится под залог имущества.
Долгосрочный кредит выделяется фермерам под залог земли и используется для ее покупки, осуществления мелиорации, капитального строительства, а краткосрочные и среднесрочные – под залог движимого имущества. Фермеры США закладывают свою землю под кредиты для оплаты текущих производственных затрат, приобретения техники часто для покупки дополнительной земли.

Налогообложение.
Одним из способов государственной поддержки, стимулирования инвестирования фермерских хозяйств в развитых странах является льготное налогообложение. В Канаде фермеры с доходом от 100 до 250 тыс. долл. платят от 1 до 2,5 тыс. долл. в год, т.е. около 1%. В США и Швеции соблюдаются принципы однократного налогообложения фермерских доходов. В некоторых странах на ряд лет освобождаются от налогов кооперативы, обеспечивающие производство экологически чистой продукции, в Германии – использующие альтернативные источники энергии. В Дании кооперативные предприятия пользуются льготным налогообложением прибыли от всех видов деятельности. Если для частных лиц налог на прибыль составляет 50%, то для кооперативов – 20%.

Лизинг.
В промышленно развитых странах роль лизинга в воспроизводстве основного капитала в различных отраслях экономики, в том числе в сельском хозяйстве, возрастает. Так, путем лизинга в США финансируется от 20 до 30% капиталовложений, в Англии 11-20%, во Франции 16-17%, Германии 15-16%, Италии 14-15%, Канаде 8-10% [1]. Таким образом, лизинг относится к одним из наиболее передовых методов материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства и открывает пользователям широкий доступ к прогрессивной технике.

Смешанное финансирование инвестиций.
Практика смешанного финансирования инвестиций получила развитие в новых восточных землях Германии, где применяются такие экономические инструменты стимулирования инвестиций, как:
— налоговые льготы,
— ускоренная амортизация,
— субсидии,
— кредиты от федеральных и земельных бюджетов.
Однако при этом удельный вес федеральной помощи в различных формах не должен превышать 35% общих затрат по инвестиционному проекту, остальную часть должен покрывать сам инвестор.

Опыт зарубежных стран показывает, что роль государства в оживлении инвестиций заключается не в том, чтобы самому быть главным инвестором, а в том, чтобы создать институты, которые задают стимулы для инвестиций и сбережений, координируют хозяйственные решения. И здесь особенно важно образование равного партнерства государства и частного сектора, которое может существовать в многообразных организационных формах.
Источник: http://be5.biz/ekonomika1/

Комментарии отключены.