Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Федор Аполлонович Пироцкий — инженер и изобретатель, один из первых придумавший электрический трамвай

Несмотря на его революционное изобретение, биографических сведений о Пироцком сохранилось немного.

Пироцкий Федор Апполонович

Он родился 17 февраля 1845 года в Полтавской губернии в семье не очень богатого помещика. В юном возрасте он поступил в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге, а после — окончил и Артиллерийскую академию.

Федор Аполлонович в возрасте 26 лет занял должность штабс-капитана в Главном артиллерийском управлении. В своей работе он часто встречался с примерами, когда электричество применялось в военном деле. Идея передачи электричества на расстояние и вообще электротехника сильно увлекли Пироцкого. В свободное время инженер проводил разные опыты на полигоне: он пытался передать электричество от генератора на двигатель на расстоянии. Сначала успехом увенчалась попытка передачи энергии на расстояние 32 метров, затем — 50-ти, а потом и 215-ти.

Через несколько лет (в 1876 году) Федор Пироцкий смог запустить двигатель, который находился от источника энергии на расстоянии километра. Этот эксперимент он проводил на заброшенной железной дороге. Он понял, что можно сделать так, чтобы колеса экипажа двигались по рельсам при помощи электроэнергии, передаваемой на расстоянии. Он написал научную статью, описав свои эксперименты и выводы, а также подал заявку, чтобы запатентовать изобретение.

Его идеи были известны во всем мире, особенно заинтересованными оказались братья Сименс. В 1881 году они, пользуясь его открытием, запустили первый электротрамвай, который шел от Берлина до его пригорода Лихтерфельда.

Первый трамвай Германия, Вернер фон Сименс 1881г. Фото: ukalitki.ru

Сам Федор Пироцкий также старался воплотить свои идеи в жизнь, и летом 1880 года он впервые запустил в Петербурге вагон, переделанный из тех, что были на конной тяге. Невзирая на невысокую нагрузку (40 человек), его скорость была 36 км/час. Подобные запуски продолжались еще несколько раз в сентябре. Жители Петербурга высоко оценили такие изменения, пресса и окружение инженера прочили ему большое будущее. Однако должного успеха не случилось: на родине электрические трамваи вошли в обиход лишь в 1892 году (в Киеве). У Пироцкого не хватило средств для того, чтобы продолжать свои эксперименты в 80-х годах.

Первый трамвай, Киев 1892. Фото: samlib.ru

Также нововведения совершенно не понравились владельцам конно-железных дорог, которые были городскими монополистами. Бороться с ними у инженера не было возможностей и сил. Ситуация с монополистами была характерна не только для Петербурга. Именно поэтому, хотя и были изобретены в России, электрические трамваи появились на родине позже, чем в других странах. Так, в электротранспорт стал применяться лишь в 1907 году. Увы, Федор Пироцкий не дожил до этих дней.

Среди других его изобретений и заслуг — новый вид пекарских и доменных печей (1871), прокладка подземного кабеля для передачи электричества от литейного пушечного завода к Артиллерийской школе (Петербург, 1881), план подземной электросети.

Изобретатель был сломлен борьбой с монополистами за право внедрения своего изобретения, а также несправедливым к себе отношением со стороны властей. В 1888 году его отправили в отставку всего за несколько месяцев до 25-летней выслуги. Из-за этого он не получил высокую пенсию.

В 1898 году Федор Пироцкий скончался, не имея денег настолько, что для его похорон пришлось заложить мебель.

Поделиться в сетях: