Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Аналитика: «Для своих – всё, для чужих – закон»

Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский в среду, 19 июня, покинул заседание Госдумы в знак протеста против того, что депутаты большинством голосов отклонили инициативу его фракции. Политик и его сторонники предлагали упростить порядок получения гражданства России для иностранцев и лиц без гражданства, которые по национальности являются русскими.
Приток мигрантов, остающихся в России надолго, в 2018 году оказался минимальным за всю постсоветскую историю. К такому выводу пришли эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

По их оценкам, число приехавших в Россию людей в 2018 году сократилось на 4 процента по сравнению с 2017-м, а выехавших из страны увеличилось на 16,9 процента. Миграционный отток особенно чувствительно влияет на демографическую ситуацию на фоне роста естественной убыли населения. И если в 2017 году мигранты компенсировали эту убыль практически полностью, то в 2018-м – лишь на 57,2 процента. Почти все страны, служившие для нашей страны демографическими резервуарами, ушли с российского рынка рабочей силы. Сохранили на нем свои позиции только Азербайджан, Армения и Туркменистан. Наименьший приток людей дали недавние лидеры миграционного донорства – Украина и Узбекистан. Росстат прогнозирует постепенный миграционного прирост – с 208 000 человек в 2019 году до 281 600 в 2035-м. Но эксперты считают, что этим естественная убыль населения компенсирована не будет, население все равно продолжит сокращаться. По данным “Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения”, опубликованного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, ресурс рабочей силы из стран Евразийского экономического союза (в него кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) был исчерпан еще в 2016 году. Все меньше едут в Россию из Молдавии и с Украины. Число приехавших из Таджикистана и Узбекистана тоже сократилось и упало ниже докризисного уровня. По мнению экспертов Высшей школы экономики и РАНХиГС, все меньше оснований рассчитывать на былых миграционных доноров в лице стран, расположенных к западу от России. Для украинцев или молдован центрами притяжения стали Польша, Чехия, Германия. А Казахстан и Азербайджан с их растущими экономиками сами стали притягательными для мигрантов и в этом смысле уже конкурируют с Россией.

Президент Владимир Путин в 2018 году утвердил новую Концепцию государственной миграционной политики на 2019–2025 гг. «Концепция направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа и на создание четких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства», – пояснил Путин на заседании Всемирного конгресса соотечественников. В одном из положений концепции утверждается, что в 2012–2017 гг. интенсивность внутренней миграции в России увеличилась на 10%. «При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на Краснодарский край», – уточняется в документе. На консульском учете за границей состоит более 2 млн россиян. Каждый год около 60 000 граждан России отправляются за границу на заработки.

За последние пять лет миграционный приток в Россию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для экономики, говорится в концепции. Гражданство России за указанный период получили более 1 млн человек, из них около 525 000 человек – по госпрограмме оказания содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за границей. Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов на данный момент составляет около 3 млн человек (3–4% от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов). В Россию ежегодно приезжают около 10 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Постоянно или временно проживают на российской территории более 1 млн иностранных граждан, утверждается в документе.
В концепции также отмечается, что в последние годы Россия ужесточила санкции за организацию незаконной миграции. Была введена уголовная ответственность за фиктивную постановку иностранных граждан на миграционный учет, за пересечение госграницы иностранными лицами, въезд которым в страну запрещен.

России необходимо чётко различать – на уровне закона и административной практики – возвращение русского населения из стран ближнего зарубежья иммиграцию из государств, которые выбрали три десятилетия назад отдельное от нас политическое существование, а порой и вовсе являются открыто враждебными. И вот здесь необходимо действовать прямо по принципу генерала Франко: «Для своих – всё, для чужих – закон», и нимало этим не смущаться.
Привлечение в Россию русских нужно вообще рассматривать вне какого-либо миграционного контекста. Должна быть введена «карта русского», право на получение которой должны иметь те, у кого русским по свидетельству о рождении являлся хотя бы один родитель, кто знает русский язык и готов дать подписку в лояльности Российской Федерации. Эта карта в любой момент в любом консульстве должна обмениваться на российский паспорт – заграничный или внутренний, смотря по надобности.

Долгое время политика собирания русского населения с просторов СНГ тормозилась подсознательной надеждой на скорое воссоединение. Формально этот аргумент не исчерпан и по сей день. Однако уже очевидно, что воссоединение некоторых земель с Россией в ближайшее время политически невозможно, а некоторых даже и нежелательно. А туда, куда не только можно, но и нужно вернуться, мы вернёмся независимо от процента русского населения, проживающего там сегодня, – к этому приведут геополитические, а не демографические обстоятельства. А русские в этническом и культурном смысле рабочие руки и демографический потенциал нам нужны здесь и сейчас.
И, напротив, отделённая от вопроса русского возвращения миграционная проблема должна приобрести новое звучание. Сейчас перед нашими законодателями при его обсуждении каждый раз вылезает дилемма двух стульев. Облегчишь условия доступа мигрантов – раскроешь двери вместе с русскими самому мутному и многочисленному чуждому элементу. Ужесточишь условия для этого элемента – в силу уравнительного для всех мигрантов нашего законодательства ужесточишь правила и для русских. И расцепить эти две проблемы возможно, только осознанно предоставив русским привилегии. Никакого другого способа тут попросту нет.

И подобных привилегий не надо бояться. Как говорил П.А. Столыпин: «В этом законе проводится принцип не утеснения, не угнетения нерусских народностей, а охранения прав коренного русского населения, которому государство изменить не может, потому что оно никогда не изменяло государству, и в тяжёлые исторические времена всегда на страже русских государственных начал».
Напротив, правительственная политика в отношении миграции культурно и лингвистически далеких элементов должна быть ужесточена. Миграция оказывает отрицательное воздействие на рынок труда, тормозя его механизацию и рост производительности. Приносимый этими рабочими руками доход не искупает того социального ущерба, который они приносят.

Мировой опыт.
В феврале 2005 года была разработана и представлена парламенту стратегия миграционной политики Великобритании. Суть этой политики отражена уже в названии документа “Контроль за нашими границами: сделать так, чтобы миграция работала на Великобританию”. Стратегия основывается на трех принципах. Во-первых, она показывает, как нужно обеспечить контроль за соблюдением законодательства о миграции, чтобы им невозможно было злоупотреблять. Во-вторых, стратегия обеспечивает положение, при котором Великобритания получает выгоды от приезжающих в страну людей, которые много работают и способствуют росту ее благосостояния. Наконец, стратегия дает ответы на сложные проблемы миграционной политики для обеспечения британских интересов. Значительное внимание в стратегии уделяется борьбе с нелегальной миграцией. Привлечение трудовых мигрантов будет основываться на балльной системе, при которой наиболее вероятным будет привлечение в страну специалистов дефицитных специальностей. Для Великобритании такими специальностями являются врачи, инженеры, финансовые эксперты, медсестры и учителя.
Система трудовой миграции будет состоять из четырех уровней — мигранты с высокой квалификацией, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, а также студенты и специалисты.

За счет мигрантов в зарубежных странах решаются не только проблемы наполнения рынка труда, но и демографические проблемы. В ряде стран демографический рост обеспечивается в значительной степени за счет мигрантов.
Чаще всего трудовая и миграционная проблемы соседствуют друг с другом. Например, в документе о миграционной политике в Ирландии говорится, что рост населения страны более чем наполовину обеспечен мигрантами. После принятого в 2004 году решения об открытии своего рынка труда Ирландия привлекла значительное количество мобильной и образованной рабочей силы. Они считают, что одним из важнейших факторов успеха в миграционной политике является направленность на долгосрочную интеграцию мигрантов в экономическую, социальную, культурную и политическую жизнь страны.

Важное значение для экономики стран-экспортеров рабочей силы имеют денежные переводы трудящихся-эмигрантов, выступающие в роли своеобразной платы за экспортируемый товар – рабочую силу. Переводы эмигрантов являются источником валютных поступлений из-за рубежа и составляют значительную часть доходов для многих стран, экспортирующих рабочую силу.

В Индию и Мексику ежегодно эмигранты отправляют по 10 млрд. долларов США; в Филиппины – 6,4 млрд. долларов США; Марокко, Египет и Турция получают по 3 млрд. долларов США, а переводы в Ливан, Бангладеш, Иорданию, Доминиканскую Республику, Сальвадор и Колумбию приближаются в совокупности к 14 млрд. долларов США в год (ориентировочно по 2 млрд. в каждую страну). Таким образом, денежные переводы эмигрантов исчисляются миллиардами долларов ежегодно, при этом учитываются потоки, прошедшие через официальные банковские каналы, в то время как существуют и неофициальные переводы, которые составляют значительную долю от общего объема переводов эмигрантов на родину.

По данным нового исследования Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ), число международных мигрантов в мире с 2000 года выросло на 49% и составляет сейчас 258 млн человек. Около 3,4% живущих на Земле являются мигрантами, то есть проживают не в тех странах, где родились. В 2000-м их доля составляла 2,8%. В докладе отмечается, что 42% роста населения в Северной Америке с 2000 по 2015 год было обеспечено мигрантам Около 64% мигрантов, или 165 млн человек, проживают сейчас в странах с высоким уровнем доходов. Их доля растет: из 85 млн человек, ставших мигрантами с 2000 года, 64 млн (75%) переехали именно в такие страны. В число международных мигрантов исследователи включили также 26 млн беженцев. В отчете отмечается, что 22 млн из них (84%) переселились в страны с низким и средним уровнем жизни.

По состоянию на 2017 год две трети мигрантов проживали в 20 странах, при этом половину миграционного потока приняли десять стран. Больше всего мигрантов (49,8 млн, или 19% от общего числа в мире) проживают в Соединенных Штатах. Далее следуют Саудовская Аравия, Германия и Российская Федерация: в каждой из этих стран проживают около 12 млн мигрантов. Замыкает пятерку лидеров Великобритания, принявшая почти 9 млн мигрантов. Больше всего мигрантов выехали из Индии: за пределами этой страны проживают около 17 млн человек, родившихся в ней. На втором месте Мексика — 13 млн покинувших страну. Среди лидеров также Россия, Китай, Бангладеш, Сирия, Пакистан и Украина: число выехавших из каждой из этих стран колеблется от 6 млн до 11 млн человек.

Чтобы Россия могла «переварить» существующих мигрантов, необходимо приостановить поступление новых. Чтобы сделать это без ущерба для демографии и, напротив, её подстегнуть, необходимо противопоставить миграции радикальные меры по возвращению русских. Другого пути в данном случае попросту нет.
Источник: в статье использованы материалы из открытых источников.

Image by wirestock on Freepik

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.