Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Демократия в Европе. Часть I

Европейский континент включает в себя большое количество стран, которые имеют длительную историю демократического строительства. В широком понимании смысла слова демократия, Европа – это самая настоящая колыбель современной демократии. Так как Европа включает в себя много государств (более 40), то в первой части обзорной статьи будут рассмотрены группы стран с общими тенденциями и общей исторической составляющей.

Можно выделить следующие группы:
1. Конституционные монархии (Бельгия, Британия, Нидерланды и др.)
2. Республики (Франция, Германия, Ирландия и др.)
3. Карликовые государства (Лихтенштейн, Люксембург, Сан-Марино и др.)
4. Страны, возникшие на территории бывшей Югославии (Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина и др.)
5. Государства, входившие в ОВД (Польша, Румыния, Венгрия, Албания и др.)
6. Бывшие республики СССР (Эстония, Латвия, Литва, Молдавия)
7. Страны «скандинавской модели» (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания)

Безусловно, в данный список не вошло много государств, в частности, Швейцария, так как целью первой части данной работы является ознакомление с общими демократическими тенденциями в Европе.

Конституционные и парламентские монархии

В эту группу государств входят такие страны: Бельгия, Британия, Нидерланды, Испания.
Конституционная или парламентская монархия – это такая форма правления, при которой у монарха, в большинстве случаев, остаются лишь формальные и церемониальные полномочия, тогда как реальная власть находится в руках избираемого парламента. Монарх же обладает функцией символа государственной власти и, по сути, служит для консолидации общества и олицетворения национального единства.

История становления конституционной или же парламентской демократии есть процесс эволюции классических монархий в Европе. Сперва происходили ограничения на законодательном уровне, впоследствии, они становились общеупотребительными нормами. Последним монархом Британии, которая обладала реальными властными полномочиями и применяла их, была королева Виктория (1837-1901).

В последующем, роль монарха стала чисто номинальной, хотя правительство страны по-прежнему действовало от имени монарха. Британскую модель парламентской монархии впоследствии, в том или ином виде, приняли оставшиеся монархии Европы, существенно ограничив власть короля. Существует мнение, что конституционная монархия и парламентская республика по сути своей отличаются лишь в формальных деталях, так как и президент в парламентской республике и монарх в конституционной монархии обладают по большей части лишь декоративными функциями, однако, это не совсем верное мнение.

Полномочий, как реальных так и номинальных, у монарха в конституционной монархии заметно больше. У него, как правило, есть королевская прерогатива: особые права, обязанности и привилегии, иммунитет короны: защита суверена от уголовного и гражданского наказания, а также совокупность различных иных иммунитетов, к примеру, иммунитет на уплату налогов. Помимо этого, в исключительных случаях, монарх, в отличие от президента, может оказывать влияние на проводимую политику в стране.

Государства, которые обладают данным политическим устройством, как правило, отличаются тем, что это довольно старые страны, которые прошли долгий путь эволюции монархической формы правления. Итогом эволюции монархической формы правления в Европе стала конституционная или же парламентская монархия.

3 из 4 государств были сформированы в 15-16 веках (Великобритания, Нидерланды, Испания), Бельгия же получила независимость от Нидерландов в 19 веке. Тот факт, что в этих странах до настоящего времени существует монархическая форма правления, говорит о том, что жители этих государств с уважением и почтением относятся к историческому наследию, символом которого и является монархия, пусть уже и в декоративном виде.

Говоря о политических и гражданских демократических свободах, можно отметить факт того, что эти страны, как правило, обладают точно такими же высокими показателями, как и демократические республики и регулярно занимают верх списков по различным индексам демократии и свободы слова.

Самый высокий рейтинговый показатель у Нидерландов, в рейтинге стран по уровню демократии страна занимает 11 место из 167, в рейтинге стран по уровню свободы человека 11 место из 167 и 7 место из 210 в рейтинге стран по уровню политических и гражданских свобод.

Одними из самых низких показателей (относительно других вышеобозначенных конституционных монархий) обладает Испания, в рейтинге стран по уровню демократии страна занимает 24 место из 167, в рейтинге стран по уровню свободы человека 25 место из 167, и 41 место из 210 в рейтинге стран по уровню политических и гражданских свобод. Однако, относительно остального мира, это по-прежнему очень высокие результаты.

Республики

На территории Европы распространены преимущественно парламентские республики. Среди государств можно выделить такие как Италия, Австрия, Германия, Франция. Франция единственная в этом списке является не парламентской, а президентской республикой, Ирландия, Исландия, Греция, Португалия.

Республиканский строй подразумевает передачу властных полномочий людям, которые выбираются на руководящие посты на определенное количество времени. Республиканская форма правления зародилась еще в античные времена. Однако, после наступления периода средневековья, республика, как государственный строй, практически полностью исчезла с карты Европы.

Трансформация общественно-политического сознания, которая началась с момента наступления т.н. «нового времени» в Европе, неизменно привносит новшества в модели государственного устройства стран континента.

Одним из таких поворотных событий стала Великая Французская Революция, произошедшая в 1789 году, которая привела к низложению французской монархии и установлению пусть и недолгого, но республиканского строя. Впоследствии Франция продет через большое количество революций и контрреволюций, остановившись, на текущий момент времени, на республиканской форме правления. С 1958 года во Франции период пятой республики.

Австрия и Германия имеют довольно длительный и болезненный путь к республиканской форме правления. Эти государства прошли через становление монархии, расширения территории и «имперское прошлое», активно участвовали во всех (по крайней мере, на момент написания этой статьи) мировых войнах, и только после Второй мировой войны смогли прийти к тому состоянию, в котором находятся и сейчас.

Отдельного упоминания стоит Германия. Новейшая история этой страны началась в 1989 году, когда страна стала вновь единой (с 1949 г. Германия была разделена на 2 страны – ГДР и ФРГ). Однако, те трудности, которые преодолела страна, позволили впоследствии создать экономически сильное государство, которое имеет горький опыт проб и ошибок, и, благодаря этому опыту, эффективно работающую модель демократического устройства государства.

Италия имеет иную историю строительства республиканской формы правления. Республика в данной стране была провозглашена в 1946 г., это произошло из-за полной дискредитации монархии во времена Второй мировой Войны.

Следующая группа стран – Греция и Португалия. Греция – это древнее государство, которое, однако, утратило свою независимость в 15 веке, перейдя под контроль Османской Империи. Только спустя почти 4 столетия оккупации, Греция смогла добиться независимости, первая греческая республика была провозглашена в 1821 году.

Португалия же получила независимость от Испании в 1640 г., но до ХХ века существовала как монархия. В 1910 г., после революции, упразднившей монархию, была провозглашена Республика.
Ирландия – государство, которое смогло добиться своей независимости от Британской короны и провозгласить республику, только после кровопролитной войны. Изначально Британия не хотела мириться с сепаратистскими настроениями на своей территории, однако, развязанная ожесточенная партизанская война вынудила идти на переговоры с сепаратистами и отказываться от притязаний на эти территории.

Исландия – бывший участник датско-исландской унии, где монархический строй сохранялся до 1944 года, а форма правления была изменена не революционным путем, как это обычно происходило в остальных странах Европы, а на референдуме.

Завершая рассмотрение краткого анализа республик, можно прийти к выводу о том, что в отличие от конституционных монархий, страны, в которых на текущий момент времени существует республиканская форма правления, в большинстве своем, отстаивали право на республику с оружием в руках.

Это определенно сказалось на уровне тех демократических прав и свобод, которые есть в этих государствах. Более того, в республиках помимо прав и свобод есть также и народ, который имел исторические прецеденты отстаивания прав и свобод силой и вооруженным противостоянием с властями. Это также находит свое отражение во внутригосударственной специфике.

К примеру, Францию по праву можно назвать страной забастовок, так как это довольно рядовое событие, бастуют рабочие, студенты, представители отдельных профессий или даже целых отраслей. Развитое профсоюзное законодательство привело к тому, что забастовка является действенным способом донести свои требования до властей.

Для удобства позиционирования стран, их показатели в мировых рейтингах были представлены в графическом виде.

Примечание: чем меньше значения, тем лучше положение страны в области демократии, а также прав и свобод

Карликовые государства

В группу карликовых государств входят такие страны: Лихтенштейн, Монако, Люксембург, Андорра, Ватикан, Сан-Марино. Как правило, карликовые государства отличаются такими признаками, как древняя история, высокий уровень жизни: большой ВВП на душу населения, а также ИЧР обеспечивается за счет малой площади государства, не включенность в мировые политический процессы, политический и военный нейтралитет (существуют исключения, речь о которых пойдет далее).

Большинство карликовых государств Европы имеют в качестве основной формы правления конституционную монархию в виде княжества (Лихтенштейн, Монако, Андорра) или герцогства (Люксембург). Однако, есть два исключения, это такие страны как Сан-Марино и Ватикан.

Сан-Марино – это одно из старейших суверенных государств Европы, которое было основано в 301 г. В отличие от всех остальных, представленных в этой категории стран, Сан-Марино – древнейшая республика, которая сохранила свой строй правления.

Ватикан же является единственной страной в Европе, форма правления которой – абсолютная теократическая монархия. Ватикан также является самым маленьким официально признанным государством, его площадь менее 1 км².

Единственным государством из числа карликовых государств, которое входит в ЕС и в НАТО, является Люксембург. Остальные же государства являются сторонниками полного экономического и политического нейтралитета, хотя многие из них имеют особые отношения с ЕС, и почти все представлены в ООН на правах государств, за исключением Ватикана, который имеет статус наблюдателя при ООН.

Международные рейтинги редко затрагивают эти страны, поэтому, оценить индекс свободы и демократии, основываясь на их данных, не представляется возможным. Однако, несмотря на это, можно с уверенностью утверждать, что в этих странах существует развитая система демократии, население является довольно богатым по общеевропейским и мировым рейтингам, а притеснение со стороны властей не является столь существенным, чтобы это отражалось в международных рейтингах. Большой уровень доходов населения связан с развитой игорной, как в Монако, там находится одно из самых известных казино – Монте-Карло, или же туристической сферой.

Страны, возникшие на территории бывшей Югославии

В эту группу входят такие страны: Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Словения, Македония.

Появление этих государств есть следствие трагического и кровопролитного распада Социалистической Югославии. Сам процесс распада Югославии характеризуется военными противостояниями локального уровня, а также несанкционированным Советом Безопасности ООН вмешательством в конфликт третьих сил – военной интервенции НАТО, которая сопровождалась целым рядом военных преступлений, за которые страны запада до сих пор не понесли никакой ответственности.

Распад Югославии начался вскоре после того, как ушел из жизни Йосип Броз Тито, президент Югославии (1953-1980 гг.). Отсутствие сильной президентской власти дискредитировало политическое руководство Югославии, что и привело к центробежным тенденциям и активизации сепаратистских настроений в стране.

Сперва о выходе из состава федеративной республики заявили Словения, Хорватия и Македония (1991 г.), затем, Босния и Герцеговина (1995 г.). Последней страной, которая вышла из состава государства-правопреемницы Югославии (Союзная Республика Югославия, впоследствии, Государственный союз Сербии и Черногории), была Черногория. Черногория – это единственная страна, которая вышла из состава бывшей Югославии без применения кровопролития, по результатам проведенного в 2006 году референдума.

Помимо официально признанных государств, существует также непризнанное ООН псевдогосударственное образование – т.н. «республика Косово», которая появилась в 2008 году после проведения полностью нелегитимного референдума, на котором отсутствовали независимые международные наблюдатели, и, соответственно, никто из стран-членов ООН не признал легитимными итоги этого референдума, за исключением Албании.

Однако, несмотря на всю юридическую несостоятельность данного псевдогосударственного образования, США и страны коллективного запада приложили много усилий для признания Косово независимым государством. Подобные действия создают на Балканах напряженную ситуацию замороженного конфликта, который из-за действия самопровозглашенных властей периодически активизируется. Имеют место быть пограничные стычки, а также выступления местного сербского населения, которое регулярно подвергается дискриминационной политике со стороны самопровозглашенных властей республики Косово.

Если посмотреть на политический строй новообразовавшихся государств, то можно отметить, что это парламентские республики. Особенностью региона являются довольно натянутые отношения между бывшими странами Югославии.

Большая часть этих стран являются членами военно-политического альянса НАТО, который причастен к совершению большого количества военных преступлений во время агрессии против Югославии в 1995 и 1999 годах. Также отношения осложняются неурегулированными противоречиями по международному статусу Косово.

Для лучшего понимания уровня демократии в бывших странах Югославии был составлен График.

Как видно из представленного графика, наиболее благоприятная ситуация с уровнем демократических прав и свобод в странах, которые первыми отделились от Югославии, а также в истории своей имели опыт государственного существования как независимые объединения.

Наименьший уровень демократических прав и свобод в Боснии и Герцеговине, данное положение дел объясняется тем, что это одно из беднейших государств Европы, а также тем, что после проявления сепаратистских тенденций, был нарушен главный принцип, обеспечивающий стабильность внутриполитического состояния региона – принцип дружбы народов и равного, квотируемого распределения государственных должностей между тремя основными национальностями – хорватами, босняками и сербами.

На сегодняшний день, несмотря на сосуществование в рамках единого государства этих народностей, межнациональные и межконфессиональные противоречия периодически приводят к конфликтным ситуациям, часть из которых угрожает перерасти в новую гражданскую войну.

Государства, входившие в ОВД

В ОВД (организация стран варшавского договора, альтернатива НАТО), входили следующие страны Европы: Албания (до 1968 г.), Болгария, Чехословакия, ГДР, Польша, Венгрия, Румыния.

История становления этих стран во многом похожа. В Болгарии, Чехословакии (с 1993 г. два отдельных государства, Чехия и Словакия), Венгрии, Польше и Румынии социалистические режимы появились после Второй мировой войны, так как эти страны оказались в сфере влияния СССР.

Когда власть в Советском Союзе ослабла и под действием внутренних противоречий прекратила активную поддержку социалистических режимов, они пали в результате преимущественно бескровных революций, за исключением Румынии.

В Румынии в 1989 году произошла революция, в результате которой глава государства, Николае Чаушеску, вместе со своей женой был расстрелян бунтовщиками. Казнь румынского лидера произошла без суда: формально, был судебный процесс, больше похожий на политическое убийство и внесудебную расправу, но он проходил со множеством нарушений и длился не более 2-х часов.

Албания же была более обособившейся от советского влияния страной, социалистическая история которой не завершилась с момента смерти лидера – Энвера Ходжи в 1980 году. Социалистический строй продержался еще 12 лет, однако, он пал под напором несогласных с политикой правящей партии.

Все вышеперечисленные страны после смены правительства встали на путь построения демократического государства по западному образцу. Все они являются членами НАТО, и почти все, за исключением Албании, членами ЕС.

Если обратиться к международным рейтингам, то мы увидим следующие данные, которые для наглядности представлены в графическом виде.

Как видно из представленного графика, страны, имеющие сходные условия развития, обладают сходным уровнем демократических прав и свобод.

Самыми лучшими представителями данной категории являются Чехия и Словакия, наиболее экономически развитые страны, аутсайдером же данной группы выступает Албания. Подобное положение объясняется слабой экономической развитостью государства, а также и тем, что после падения социалистического режима Албания не смогла выработать стройную государственную концепцию. Помимо этого, низкие цифры также обусловлены тем, что Албания выражала поддержку террористическим организациям, таким как Армия Освобождения Косово (АОК), которые находились в тесном контакте с такими МТО (международная террористическая организация) как Аль-Каида.

Бывшие республики СССР

К данной категории относятся такие страны: Эстония, Латвия, Литва, Молдавия. Данные страны получили независимость от СССР во время процесса упадка центральной власти, а затем и развала СССР.

Большинство бывших республик, таких как Эстония, Латвия и Литва покинули состав СССР в нарушении советского законодательства, однако слабость центральной власти в Москве позволила осуществиться этому процессу, законодательно оформив и признав факт выхода в 1991 году. Прибалтийские республики провозгласили свою независимость годом ранее, в 1990 г.

По своему политическому устройству эти страны представляют собой парламентские республики, за исключением Литвы, которая является смешанной (парламентская, с явными чертами президентской) республикой.

Прибалтийские республики являются членами ЕС и НАТО, Молдавия лишь недавно начала решать вопрос о вступлении в ЕС. Если говорить о демократии в этих странах, то здесь не в лучшую сторону отличаются Эстония, Латвия и Литва. В этих странах второе по численности население – русские, их процент в государствах Прибалтики один из самых больших, среди остальных стран, и составляет около 25% от общего населения страны. Однако, несмотря на это, власти этих государств проводят дискриминационную политику по отношению к русскоязычному населению. Этот факт отмечают не только российские, но и зарубежные исследователи.

Финский исследователь Йохан Бекман считает, что по отношению к русскому населению властями прибалтийских республик проводиться политика, аналогичная политике апартеида. Русский язык запрещают на государственном уровне, русские подвергаются дискриминационной политике в области гражданства, так, существуют даже термин в эстонском законодательстве – «не гражданин», который обозначает человека без эстонского гражданства. Такой человек поражен в правах, если сравнивать его с гражданином Эстонии.

Ситуация с отношением к русскому в Молдавии же на порядок лучше, русский язык является государственным, дискриминация по национальному признаку властями не проводится.

Показатель отношения к национальным меньшинствам, особенно, если они составляют около четверти всего населения страны, является важным признаком развития демократических институтов, чем более развита страна, тем более терпимое и взвешенное отношение она демонстрирует к своему собственному населению.

Если взглянуть на международные рейтинги, то мы увидим следующую картину:

Согласно данным международных опросов страны Прибалтики имеют довольно высокие показатели, однако, учитывая дискриминационную политику, которая проводится по отношению к русскому населению, можно с уверенностью сказать, что эти данные спорные.

Страны «скандинавской модели»

К странам так называемой «скандинавской модели» принято относить такие государства: Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания. Несмотря на определенные отличия в политических системах этих стран, к примеру, Дания, Швеция и Норвегия – конституционные монархии, а Финляндия – парламентская республика, они все имеют схожие черты.

Государства скандинавского региона принято считать «государствами всеобщего благоденствия», где в приоритете стоит социальная обеспеченность человека при сохранении рыночных отношений и капиталистического строя.

Эти страны характеризуются такими отличиями как:
● бесплатное образование и здравоохранение
● государственные пенсии
● низкий уровень коррупции
● большая вовлеченность рабочих в профсоюзные организации
● большие пособия по безработице
● малые барьеры для ведения бизнеса
● высокая налоговая нагрузка
● большой уровень неформальной коммуникации между рабочими и работодателями

Совокупность всех этих факторов влияют на то, что по международным рейтингам страны «скандинавской модели» или, как их еще называют, страны «шведского социализма», занимают лидирующие позиции:

Подводя итог первой части обзорной статьи, можно прийти к выводу о том, что наилучшими показателями в области демократического строительства обладают страны «скандинавской модели», второе место делят карликовые государства и исторически сложившиеся республики, третье место у монархий, четвертое место у стран-бывших членов ОВД, пятое место делят между собой страны бывшей Югославии и бывшие советские республики.

P.S.
Согласно данным международных рейтинговых агентств страны Прибалтики обладают высокими рейтингами и могли бы находится на втором месте, однако, автор считает данные по этим странам предвзятыми, так как присутствует большое количество свидетельств о притеснении русских в этих странах, а дискриминационная политика по отношению к собственному населению – это характеристика отнюдь не развитой демократии.

Автор: Денис Дроздов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Image by fabrikasimf on Freepik

Поделиться в сетях: