Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Бюджет эпохи пандемии

Доходы госбюджета в 2020 году составят порядка 20 трлн рублей, а к 2022 году поднимутся до 22 трлн рублей. Расходы в 2020 году достигнут порядка 19,5 трлн. рублей, а к 2022 должны превысить 21 трлн рублей.

На экономическое развитие страны в январе-сентябре 2020 года воздействовали три негативных шока: эпидемия коронавируса, падение нефтяных цен, замедление мировой экономики, в результате чего отмечалось снижение всех показателей состояния экономики, рассказал заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Алексей Ведев.
При этом эксперт отметил, что последствия такого снижения для бюджета были предсказуемыми, а снижение расходов федерального бюджета однозначно бы привело к углублению экономического спада.

«В этом году ожидается падение реального ВВП на 4,8-5%. Сравнительно низкий спад будет достигнут, в том числе, благодаря сохранению расходов бюджета на запланированном уровне», – добавил Алексей Ведев.

Антон Силуанов отметил, что был принят очень взвешенный, сбалансированный закон. «Что я имею в виду: мы помогли бизнесу, мы снизили нагрузку на бизнес. Страховые взносы на малое и среднее предпринимательство сократились в два раза. Мы снизили нагрузку на высокотехнологичные отрасли. Поддержка самых важных секторов и отраслей экономики. Несмотря на все сложности, мы увеличили расходы на социальную сферу, на образование. Мы увеличили количество бюджетных мест в вузах. Мы увеличили количество школ, которые будут построены в предстоящую трехлетку. Мы обеспечили школьников младших классов бесплатным горячим питанием, и об этом Государственная Дума ставила вопросы в предыдущие годы. Мы увеличили расходы на здравоохранение, в том числе действительно начнет работать программа по развитию первичного звена. Увеличены и расходы на заработную плату работников здравоохранения», — перечислил он.

Основные цифры бюджета

2021 год
Доходы: 18,8 трлн руб. Расходы: 21,52 трлн руб. Дефицит: 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП). Прогнозный объем ВВП: 115,53 трлн руб.
На ЖКХ выделяется 322,5 млрд руб., на образование — 1,08 трлн руб., на здравоохранение — 1,12 трлн руб., на социальную политику — 5,6 трлн руб. Финансовое обеспечение развития пенсионной системы составит 3,5 трлн руб. На реализацию восьми федеральных целевых программ направляется 251,7 млрд руб.

2022 год
Доходы: 20,6 трлн руб. Расходы: 21,88 трлн руб. Дефицит: 1,25 трлн руб. (1% ВВП). Прогнозный объем ВВП: 124,22 трлн руб.
На ЖКХ выделяется 306,7 млрд руб., на образование — 1,04 трлн руб., на здравоохранение — 1,1 трлн руб., на социальную политику — 5,7 трлн руб. Финансовое обеспечение развития пенсионной системы составит 3,2 трлн руб. На реализацию восьми федеральных целевых программ направляется 257,3 млрд руб.

2023 год
Доходы: 22,3 трлн руб. Расходы: 23,67 трлн руб. Дефицит: 1,41 трлн руб. (1,1% ВВП). Прогнозный объем ВВП: 132,82 трлн руб.

На ЖКХ выделяется 424,5 млрд руб., на образование — 1,08 трлн руб., на здравоохранение — 1,1 трлн руб., на социальную политику — 6,05 трлн руб. Финансовое обеспечение развития пенсионной системы составит 3,2 трлн руб. На реализацию восьми федеральных целевых программ направляется 325,1 млрд руб.

Фракции о проекте бюджета

«Поправками ко второму чтению распределены средства на финансовое обеспечение Общенационального плана по восстановлению экономики. В 2021 году эта сумма составит 638,9 миллиардов рублей. Эти деньги пойдут, например, на сохранение рабочих мест в наиболее пострадавших отраслях за счет реализации кредитной программы поддержки организаций (421,2 млрд рублей в 2021 году). На снижение ставки по ипотечным жилищным кредитам, в том числе на субсидирование ипотеки на новостройки под 6,5%, — в 2021 году на эти цели будет направлено 12,6 миллиардов рублей, а в 2022 и 2023 годах сумму планируется увеличить почти вдвое», — отмечал ранее Вячеслав Володин.

«К бюджету поступило 876 поправок от депутатов, сенаторов и Правительства. Из них принято 669, все они — результат работы над проектом закона в комитетах, фракциях, нашей совместной работы с Правительством и решают задачи повышения уровня жизни граждан, развития регионов», — сообщал он.

Проект бюджета на предстоящую трехлетку напряженный, он формировался в непростых условиях, вместе с тем в нем отражено решение социальных задач, которые фракция «Единая Россия» считает приоритетными, поэтому фракция приняла решение консолидировано проголосовать за проект федерального бюджета. Об этом сообщил Первый заместитель руководителя фракции Андрей Исаев.
«Мы видим, что социальные обязательства будут исполнены полностью, в том числе новые, которые возникли только в этом году, касающиеся, к примеру, новых пособий. Мы видим, что пенсии и минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, от которого считаются пособия, будут проиндексированы выше инфляции, что заложены и растут средства на лекарственное обеспечение граждан, поддержаны и продолжены такие популярные, хотя и недавно появившиеся программы, как горячее питание школьников или льготная ипотека. Большие средства заложены на комфортную городскую среду, на развитие сельских территорий. Одним словом, социальные задачи решаются в полном объеме», — сообщил парламентарий.

По словам руководителя фракции КПРФ Геннадия Зюганова, их фракция бюджет не поддерживает, поскольку считает недостаточными расходы на обеспечение экономического роста страны.
По его мнению, в бюджете не предусмотрены меры на борьбу с демографическим кризисом, с бедностью, нет гарантий восьмичасового рабочего дня, развития электротехники, авиастроения, нет средств на поддержку детей войны.

Фракция ЛДПР в целом поддерживает проект бюджета. Как сообщил руководитель фракции Владимир Жириновский, «когда нужно развивать государство, то мы отбрасываем укрепление партийных позиций и голосуем так, как будет лучше стране».

Фракция «Справедливая Россия» не поддерживает проект бюджета в первом чтении, сообщил Первый заместитель руководителя фракции Михаил Емельянов.
«В бюджете на следующий год не предусмотрены средства индексирования пенсий работающим пенсионерам. Мы считаем индексацию пенсий работающим пенсионерам главным политическим вопросом сегодняшней повестки дня», — отметил парламентарий.
Михаил Емельянов отметил, что есть и другие разногласия с Правительством по бюджетной политике. «Прежде всего, мы считаем, что нужно уменьшить отчисления в Фонд национального благосостояния. Согласитесь, очень странная ситуация — в стране кризис, а мы ударными темпами наращиваем ФНБ», — сказал депутат.

Направления трат дополнительных доходов бюджета

Председатель Госдумы Вячеслав Володин в интервью телеканалу “Россия 24” назвал следующие приоритеты для расходования средств:
– Выравнивание бюджетных возможностей регионов;
– Поддержка регионов с высокой убылью населения;
– Модернизация городского общественного транспорта. “Закупка трамваев, троллейбусов дорого стоит”, – отметил глава нижней палаты;
– Поддержка сельской ипотеки. Эта программа уже действует, ставка составляет три процента, но ресурсов на эти цели выделено немного, пояснил Володин;
– Обеспечение жильем детей-сирот. “Средства выделяются ежегодно, но прорыва, решения вопроса кардинального пока нет, поэтому мы выделили для себя это как приоритет в работе с правительством”, – добавил спикер.
В целом же Володин отметил социальную ориентированность принятого федерального бюджета. 37% – это социальные расходы, включая и здравоохранение, и образование.

Бюджет эпохи пандемии

Кудрин А. говорит, что новый бюджет – это бюджет эпохи пандемии и беспрецедентного мирового кризиса, но похоже, что Россия относительно успешно преодолела его острую фазу.
Еще июньские прогнозы МВФ и Института экономической политики им. Гайдара предполагали сокращение ВВП России по итогам 2020 года на 6,5–7%. Сейчас прогноз значительно оптимистичнее, Минэкономразвития оценивает возможное падение в 3,9%. Оценки Счетной палаты находятся в диапазоне 4–5%. А вот со следующего года и далее на трехлетку Минэкономразвития ожидает темпы роста выше 3% ежегодно, что выглядит очень оптимистично.

2021 год все же воспринимается как исключительный, посткризисный, что выражается в низких доходах из-за сокращения экономики и высоких антикризисных расходах. Ожидается, что в 2020 году доходы федерального бюджета составят около 17,8 трлн руб. вместо ранее планируемых 20,5 трлн. Это следствие падения нефтегазовых доходов на 2,5 трлн, ненефтегазовые упадут всего примерно на 350 млрд руб. В 2021 году доходы бюджета составят 18,7 трлн руб., что соответствует уровню утвержденных доходов 2018 года. При этом в 2021 году правительство ожидает около 12,7 трлн руб. ненефтегазовых доходов при росте нефтегазовых доходов примерно до 6 трлн руб.

В 2020 году около 350 млрд руб. выпадающих нефтегазовых доходов будут замещены из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Остальные выпадающие доходы, а также антикризисные меры правительства будут финансироваться за счет заимствований, объем которых за 2020 и 2021 годы перекроет ликвидную часть ФНБ и превысит 8 трлн руб. (около 4,3 трлн руб. в этом году и 4 трлн — в следующем).

После обвала бюджетных доходов и рекордных трат в пандемийном 2020 году Минфину придется начать сокращение дефицита в 2021-м. По плану следующий год должен стать переходным: доходы казны еще не вернутся на докризисный уровень, а расходы останутся выше нормы последних лет. С 2022 года правительство рассчитывает полностью восстановить бюджетное правило, от которого пришлось отступить в 2020–2021 годах.

«При внешней «нормальности» 2021 год воспринимается как исключительный, посткризисный, что выражается в низких доходах в силу сокращения экономики и высоких антикризисных расходах», — написал глава Счетной палаты Алексей Кудрин в колонке для РБК.

Чтобы нарастить финансирование приоритетных направлений (национальная экономика, социальная политика, здравоохранение), правительству пришлось пойти на 10-процентную оптимизацию всех незащищенных статей бюджета в течение трех лет, пропуск индексации окладов чиновников в 2021 году и сокращение на 5% госпрограммы вооружений.

Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и непопулярные меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес и состоятельных граждан. Их стоимость оценивается примерно в 600 млрд руб. в первый год. В 2020 году власти, наоборот, ослабляли нагрузку, но в основном на малый бизнес и пострадавшие отрасли.

Ряд мер стал неожиданностью незадолго до рассмотрения проекта бюджета в правительстве — в частности, повышение на 20% акцизов на табак и увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов. Самой дорогой мерой станет модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот.

“Поправками ко второму чтению распределены средства на финансовое обеспечение Общенационального плана по восстановлению экономики. В 2021 году эта сумма составит 638,9 миллиардов рублей. Эти деньги пойдут, например, на сохранение рабочих мест в наиболее пострадавших отраслях за счет реализации кредитной программы поддержки организаций (421,2 млрд рублей в 2021 году). На снижение ставки по ипотечным жилищным кредитам, в том числе на субсидирование ипотеки на новостройки под 6,5%, – в 2021 году на эти цели будет направлено 12,6 миллиардов рублей, а в 2022 и 2023 годах сумму планируется увеличить почти вдвое”, – заявлял ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Бюджет сформирован исходя из прогноза, что после провала на 3,9% в 2020 году российская экономика начнет расти. Ожидается, что в 2021 году рост ВВП составит 3,3%, в 2022 году – 3,4%, в 2023 году – 3%. Средний курс российской валюты ожидается при этом на уровне 72,4 рубля за доллар в 2021 году, 73,1 рубля в 2022 году и 73,8 рубля в 2023 году. Среднегодовые цены на баррель нефти российской марки Urals прогнозируются в 45,3 доллара в 2021 году, 46,6 доллара в 2022 году и 47,5 доллара в 2023 году.

Дефицитный бюджет

Среди самых крупных расходов бюджета наибольший рост показывают суммарные расходы на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Сравнение общих цифр по реальному исполнению бюджета прошлых лет с последними версиями открытых бюджетных планов относительно расходов на эти годы показывает, что бóльшая часть секретных статей бюджета скрыта именно в этих направлениях. Если все пойдет по плану, то к 2023 году эти расходы в ценах 2020 года плавно вырастут до 6,42 трлн рублей и почти достигнут максимума в 6,53 трлн (опять-таки в текущих ценах), который был показан в 2016-м.


Расходы на социальную политику и экономику останутся ниже 2012г. в реальном выражении
При этом социальная политика, первая по объему среди всех направлений (основная статья в ней — отчисления в Пенсионный фонд), демонстрирует значительно более скромные темпы роста. Даже к 2023 году в ценах 2020-го эти расходы достигнут только 5,4 трлн рублей — такому объему далеко до максимума 2012 года — 6,33 трлн. Расходы на национальную экономику будут оставаться примерно на одном и том же уровне. Они, хотя и вырастут в 2021 году до 3,13 трлн рублей (это почти уровень 2012 года), в 2022-м снова снизятся.

Впечатляющие ежегодные темпы роста с 2011 года (452,56 млрд рублей в ценах 2020-го) и до 2023-го (1,44 трлн) демонстрируют разве что расходы на обслуживание государственного и муниципального долга. «Эксперт» уже неоднократно писал, уровень госдолга в России не достигает даже 10% от ВВП и это очень далеко до сколько-нибудь опасных 100% ВВП.

Что действительно обидно, так это то, что в 2021 году начнут уменьшаться расходы в реальном выражении на образование. Здесь же можно посетовать на плавное снижение расходов на здравоохранение в 2022 году. И ведь мы только-только достигли уровня 2013 года по обоим этим направлениям. Также не очень понятно, почему снижаются межбюджетные трансферты начиная с 2022 года. Снижение, конечно, небольшое, но у многих регионов точно не будет денег полностью расплатиться по своим долгам, да еще и выполнить все социальные обязательства.
Большинство важных расходов также замерли, растет лишь обслуживание долга
Рост расходов на ЖКХ продолжится вплоть до 2023 года (370 млрд рублей в ценах 2020 года), но даже в 2023-м будет далеко до показателя 2011 года (481,9 млрд).

Расходы на оборону в России

Россия планирует выделить на национальную оборону в 2021 году 3,1 трлн рублей, в 2022 году — 3,2 трлн рублей, в 2023 году — 3,1 трлн рублей. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на этот период.

В нем также отмечается, что предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными ранее объемами в 2021 году уменьшены примерно на 119,38 млрд рублей, в 2022 году — примерно на 87,39 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены примерно на 25,76 млрд рублей.
Россия вернулась в пятерку стран, выделяющих больше всего средств на оборону, указано в докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира о тенденциях в военных расходах в 2019 году. В 2018 году РФ разместилась на шестой строчке в этом рейтинге, потому что в то время страна держала курс на сокращение военных расходов.

Расходы на оборону в мире

Что касается трат других стран на оборону, то в конце апреля этого года Стокгольмский институт исследований проблем мира (SIPRI) опубликовал очередной ежегодный доклад, посвященный этим вопросам. SIPRI отмечает, что сейчас наблюдаются самые высокие абсолютные и относительные показатели со времен кризиса 2008 года.

Мировые военные расходы на оборону в прошлом году составили $1917 млрд.
Это 2,2% мирового ВВП — по $249 на душу населения. В сравнении с 2018 годом расходы выросли на 3,6%. Если сравнивать с 2010 годом, то рост составил 7,2%.

62% расходов приходится всего на пять стран — это США, Китай, Индия, Россия и Саудовская Аравия. «Топ-40» государств обеспечили 92% мировых трат. Абсолютный рекорд по тратам опять остается за США с их военным бюджетом в $732 млрд (рост 5,3%). Схожие показатели прироста показывают и другие лидеры рейтинга.

Китайский военный бюджет за год вырос на 5,1% и достиг $261 млрд. КНР вот уже 25 лет непрерывно наращивает оборонный бюджет. Китай за последние десять лет продемонстрировал самый значительный рост военного бюджета (прирост за это время составил 85%).

Власти Китая были намерены в 2020 году увеличить расходы на национальную оборону на 6,6%, до 1,27 трлн юаней (около $178,8 млрд). Как следует из распространенного в пятницу на открытии 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, высший законодательный орган) 13-го созыва проекте бюджета страны на 2020 год, темпы роста стали самыми низкими почти за 30 лет.

“Расходы на национальную оборону [составят] 1 268 млрд юаней с приростом на 6,6%; расходы на обеспечение общественной безопасности – 183 272 млрд юаней (около $25,9 млрд) с увеличением на 0,7%”, – указывается в документе.

Темпы увеличения расходов на оборону снизились по сравнению с 2019 годом, когда они составили 7,5%. Нынешний показатель – 6,6% – является самым низким с 1991 года.

Накануне открытия сессии официальный представитель 3-й сессии ВСНП 13-го созыва Чжан Есуй опроверг существование в стране скрытой части оборонного бюджета. “Китай передает в ООН доклады о своих военных расходах с 2007 года. Откуда деньги, куда они уходят, там все абсолютно ясно. Не существует никаких скрытых военных расходов”, – указал он.

Многие международные организации, в том числе СИПРИ, полагают, что Китай существенно занижает официальные данные о военном бюджете, а его реальные расходы на оборону могут быть выше на 25-50%. По мнению военных аналитиков, публикуемые данные не включают в себя несколько очень объемных по финансированию статей: затраты на стратегические силы, оборонные научно-технические разработки, импорт иностранных вооружений, Народную вооруженную полицию (аналог внутренних войск) и другие полувоенные вооруженные формирования. Также не учитываются расходы провинциальных властей на военные нужды.

Китай показывает рост

В то время как остальной мир переживает вызванную пандемией рецессию, Китай станет в этом году единственной крупной экономикой, где будет зафиксирован рост. Эксперты ожидают прироста ВВП на уровне 2 – 2,2%.

Важные индикаторы свидетельствуют о том, что в четвертом квартале текущего года экономический рост в КНР может превысить 5,5%, а некоторые китайские эксперты даже прогнозируют рост в объеме 6%. В третьем квартале рост ВВП составил 4,9%.

В сфере производства в Китае зафиксированы самые позитивные настроения за последние десять лет. Индекс ожиданий менеджеров по закупкам, составленный авторитетным экономическим журналом Caixin, в ноябре вырос с 53,6 до 54,9 пункта. Это самый высокий показатель с ноября 2010 года. Прирост в сфере трудовой занятости в ноябре также оказался рекордным с мая 2011 года.

Япония наращивает военные расходы

Военные расходы Японии в 2021 году превысят уровень 2020 года почти на 3 млрд долларов. Они непрерывно растут 7 лет подряд. Если же взять два периода правления бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ с 2013 года, то новый бюджет знаменует собой девятое увеличение военных расходов страны.

Помимо усиления средств РЭБ, в новый бюджет заложены расходы на создание низкоорбитальной спутниковой системы наблюдения, состоящей из сотен миниатюрных спутников, обновление парка истребителей Mitsubishi F-2 и так далее. Все эти статьи расходов предполагают большую длительность соответствующих инвестиций, в связи с чем можно с уверенностью говорить о том, что военные бюджеты Японии в перспективе будут ежегодно расти.

Как сообщало EADaily, российские эксперты полагают, что новое правительство Японии, которое возглавил 71-летний глава местной либерально-демократической партии Ёсихидэ Суга, не будет ссориться с Москвой, поднимая сложную для РФ проблему Курильских островов. По их мнению, в ближайшие 12 месяцев главными задачами Страны восходящего солнца станут вывод экономики из стагнации и «бодание» с Китаем.

Военный бюджет Японии на будущий год станет самым большим в истории страны — 5,4 трлн иен (51,5 млрд долларов). Как пишут японские СМИ, рекордное финансирование на оборону нацелено не только против Северной Кореи, но и обусловлено угрозами со стороны «врагов» — России и Китая.
Многие наблюдатели делают вывод о том, что страна ускоряет темпы своего превращения в крупную военную державу. Упор будет сделан на развитие новых высокотехнологичных направлений, прежде всего в области электронной войны.

Оборонный бюджет США

Президент США Дональд Трамп 10 февраля представил проект федерального бюджета на 2021 год, который предполагает расходы на $4,8 трлн.
Из документа следует, что США будут и дальше увеличивать рекордные расходы на оборону страны — до $705,4 млрд. В частности, на 12% вырастет бюджет космического агентства NASA и на 19% — финансирование структур ядерной безопасности США.

Всего документ предусматривает выделение на нужды Пентагона $740 млрд. В частности, бюджет включает военную помощь Украине на $250 млн, в том числе $75 млн на закупку оружия, трехпроцентное повышение зарплат военным, меры по сдерживанию России и подготовку военнослужащих в Восточной Европе. Более $2 млрд заложено на реализацию новой военной программы — инициативы по обеспечению безопасности в Тихоокеанском регионе для сдерживания Китая.

Проект оборонного бюджета также предусматривает введение новых санкций против Турции за покупку российских зенитных ракетных комплексов С-400. В случае его принятия президент в течение 30 дней должен ввести «пять или более санкций» в отношении турецких чиновников, которые участвовали в процессе приобретения С-400.

Главными угрозами национальной безопасности США в документе названы Россия и Китай. В нём говорится, что удалённые объекты американской инфраструктуры не защищены от взлома и кибератак с российской стороны.

Для противодействия Москве в документе в том числе предлагается выделить $700 млн в качестве помощи странам Европы и Центральной Азии для укрепления совместной безопасности и для того, чтобы эти страны отказывались от российского оружия, а также ещё $24 млн пойдут на борьбу с «российской пропагандой и дезинформацией». Ещё Белый дом предложил конгрессу выделить на 2021 финансовый год $3,2 млрд на разработку гиперзвукового оружия. Это на $459 млн больше, чем в 2020 году.

Дефицит государственного бюджета США по итогам 2019–2020 финансового года вырос на $2,1 трлн и достиг $3,1 трлн, сообщил Минфин страны. По данным отчета, дефицит почти втрое превысил прогноз, заложенный в представленном в феврале бюджете на 2021 год.

«Рост дефицита по отношению к 2019 финансовому году отражает влияние COVID-19 на экономику и законодательный процесс»,— сообщает Минфин США, указывая на программы государственной поддержки пострадавшим от коронавируса. Минфин США также представил данные за сентябрь 2020 года. В минувшем месяце дефицит снизился на 37,7%, до $124,6 млрд. Расходы государства в сентябре составили $497,7 млрд, доходы — $373,1 млрд.

Обзор составил Александр Тонин
По материалам открытых источников: http://duma.gov.ru/, https://www.kommersant.ru/, https://www.rbc.ru/, https://expert.ru/, https://www.gazeta.ru/, https://tass.ru/, https://www.dw.com/, https://eadaily.com/

Поделиться в сетях: