Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Аналитика: 102 года назад в России произошла Октябрьская революция

«…Октябрьская революция была действительно великой… Она удивительно много дала Европе, её социал-демократии, её рабочему классу. Она перестроила сознание европейского человека. И те перемены, которые потом произошли всюду, произошли под влиянием нашей революции»
Д.А. Гранин

В ночь с 7 на 8 ноября 1917 года в Петрограде произошло восстание. По сигналу, которым стал выстрел крейсера «Аврора», вооруженные рабочие, солдаты и матросы захватили Зимний дворец. Организаторами восстания являлись Владимир Ленин, Лев Троцкий, Яков Свердлов.

В результате Временное правительство было свергнуто и заменено новым, сформированным на II Съезде Советов (большинство мест в котором ещё до этого принадлежало партии большевиков — РСДРП (б) в союзе с меньшевиками, эсерами и крестьянскими фракциями). В избранное Советом правительство вошли только большевики и левые эсеры, остальные организации отказались от участия в восстании.

Провозглашенная большевиками Власть Советов просуществовала в России 73 года.

Октябрьскую революцию – крупнейшее событие XX века, которое оказало большое влияние на развитие всего мира в целом, через сто с лишним лет оценивают в России по-разному. Для одних, Октябрьская революция 1917 года – это величайшее событие в истории человечества, серьезно повлиявшее на весь мир. Благодаря революции Россия избрала прогрессивный путь, направленный на создание демократического строя и утверждение социальной справедливости. Другие считают, что Октябрьская революция стала началом национальной катастрофы – причиной гражданской войны и больших жертв. Уничтожив естественный ход развития России, она привела к установлению тоталитарного режима. В то же время советская историография утверждает, что Октябрьская революция 1917 была предопределена исторически. То есть путь, по которому “народные массы” сознательно пошли под руководством большевиков, был неизбежен. Большевики с самого начала октябрьские события называли “революцией” – это нашло отражение и в названии.

Ленин свою знаменитую фразу “Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась!”, произнес 25 октября 1917 на заседании Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.

Это интересно
7 ноября – День Октябрьской революции был главным праздником в СССР до 1991 – во всех населенных пунктах необъятной страны трудящиеся выходили на массовые демонстрации.
Военные парады проводили 7 ноября в Москве, Ленинграде и других крупных городах бывшего союза, а вечером гремели салюты.
Годовщину Октябрьской революции граждане СССР праздновали два дня – 7 и 8 ноября. Не отменили празднование и 7 ноября 1941, когда на Москву наступали немцы — парад проводился в честь 24 годовщины Октябрьской революции, а полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Последний парад, посвященный Дню Октябрьской революции, прошел на Красной площади в 1990г.
Праздник с распадом Союза остался в прошлом – воспоминания о ноябрьском празднике сохранились у старшего поколения, которые участвовали в демонстрациях трудовыми коллективами и семьями. В 1991-м после знаменитого августовского путча и разгрома ГКЧП Коммунистическую партию запретили и отменили официальное празднование Дня Октябрьской революции, хотя праздничный выходной сохранялся в календаре долгие годы.

В 1917 году в стране произошли события, которые кардинально изменили не только пространство России, но и каждого из нас. Что это было? Бунт? Переворот? Долгожданная, но такая всегда неожиданная революция? Историки спорят до сих пор. Но то, что с Россией произошла катастрофа, признают практически все. Но вот последствия этой Русской катастрофы не осознаны и не изжиты до сих пор.

В 1917 году русский писатель Иван Бунин писал: «Наши дети, внуки будут не в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, но которую мы не ценили, не понимали,– всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…»

 

Иван Александрович Ильин — русский философ, писатель и публицист, считал, что «…русская революция не есть чисто русское событие, в России зародившееся и разразившееся; она возникла в мировом контексте — она имеет не только внутрирусские причины, но и причины чисто внешние, общемировые. Она исторически обусловлена и вызвана всем предшествующим развитием человечества; строго и полно говоря: её история — есть всеобщая история человеческого рода. Не только потому, что идея коммунизма и уравнительного грабежа стара, как и сам человек, но гораздо больше потому, что она, русская революция, есть порождение трёх великих мировых явлений:
1) мирового кризиса, переживаемого религией и христианством;
2) мирового кризиса, переживаемого правосознанием и государством;
3) мирового кризиса, переживаемого идею собственности…»

«Революция состоялась в России потому, что она была подготовлена в душах людей. С одной стороны, росло сочувствие ей; с другой стороны, падала сопротивляемость. Но и то и другое не имело бы решающего значения, если бы социальная безыдейность и бездеятельность русского императорского правительства не разрешилась в сущий паралич воли, да ещё во время такой войны. Нельзя, непозволительно удерживать в своих руках политическую власть, да ещё неограниченную власть — да ещё стоя во главе такой страны — и не вести волевую социальную политику, направленную к поднятию благосостояния народных масс…»

Николай Александрович Бердяев русский религиозный и политический философ XX века говорит о революции и своём отношении к ней: «Я пережил русскую революцию, — как момент моей собственной судьбы, а не как что-то извне мне навязанное. Эта революция произошла со мной, хотя бы я относился к ней очень критически и негодовал против её злых проявлений. Мне глубоко антипатична точка зрения многих эмигрантов, согласно которой большевистская революция сделана какими-то злодейскими силами, чуть ли не кучкой преступников, сами же они неизменно пребывают в правде и свете. Ответственны за революцию все, и более всего ответственны реакционные силы старого режима. Я давно считал революцию в России неизбежной и справедливой».

 

С точки зрения В.И. Ленина: «…в капиталистическом обществе мы имеем демократию урезанную, убогую, фальшивую, демократию только для богатых, для меньшинства. Диктатура пролетариата, период перехода к коммунизму, впервые даст демократию для народа, для большинства, наряду с необходимым подавлением меньшинства, эксплуататоров. Коммунизм один только в состоянии дать демократию действительно полную, и чем она полнее, тем скорее она станет ненужной, отомрёт сама собою» (В.И. Ленин, «Государство и революция»).

 

Добавим к этому взгляд на революцию И.В. Сталина, из выступления к десятилетию Октября (1927 год): «Октябрьскую революцию нельзя считать только революцией «в национальных рамках». Она есть, прежде всего, революция интернационального, мирового порядка, ибо она означает коренной поворот во всемирной истории человечества от старого, капиталистического мира к новому, социалистическому миру.
Революции в прошлом оканчивались обычно сменой у кормила правления одной группы эксплуататоров другой группой эксплуататоров. Эксплуататоры менялись, эксплуатация оставалась. Так было дело во время освободительных движений рабов. Так было дело в период восстаний крепостных. Так было дело в период известных «великих» революций в Англии, во Франции, в Германии. Я не говорю о Парижской Коммуне, которая была первой, славной, героической, но все же безуспешной попыткой пролетариата повернуть историю против капитализма.
Октябрьская революция отличается от этих революций принципиально. Она ставит своей целью не замену одной формы эксплуатации другой формой эксплуатации, одной группы эксплуататоров другой группой эксплуататоров, а уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, уничтожение всех и всяких эксплуататорских групп, установление диктатуры пролетариата, установление власти самого революционного класса из всех существовавших до сих пор угнетенных классов, организацию нового бесклассового социалистического общества.
Именно поэтому победа Октябрьской революции означает коренной перелом в истории человечества, коренной перелом в исторических судьбах мирового капитализма, коренной перелом в освободительном движении мирового пролетариата, коренной перелом в способах борьбы и формах организации, в быту и традициях, в культуре и идеологии эксплуатируемых масс всего мира.
В этом основа того, что Октябрьская революция есть революция интернационального, мирового порядка».

С победой революции и созданием Советского государства не могли, естественно, примириться те слои российского общества и зарубежные силы, которые много потеряли в результате этих событий, что предопределило скорое возникновение гражданской войны и военной интервенции многих зарубежных держав. Этот вопрос в большей степени, чем другие, носит идеологический характер. Поэтому в зарубежной историографии до настоящего времени события этой эпохи не исследуются в совокупности, а субъективно отбираются сторонниками той или иной позиции для обоснования своей правоты.

В общих чертах альтернативные концепции выглядят следующим образом.
Любопытной представляется точка зрения американского учёного по вопросу оценки Октябрьской революции.
А.Е. Рабинович — профессор Индианского университета (США), историк и политолог — считает Октябрьскую революцию одним из самых главных событий XX века. По его мнению, «она стала поворотным пунктом в истории не только самой России, но и оказала в нашем столетии огромное влияние, как позитивное, так и негативное, на судьбы Европы. В частности, страх перед коммунизмом дал возможность определённым кругам в Германии привести к власти Гитлера».

A.E. Рабинович отмечает две основные причины победы большевиков.
«Первая заключается в том, что большевистская партия в 1917 году представляла собой демократическую и децентрализованную организацию, имевшую широкие связи с массами. Большевики лучше, чем другие партии, знали настроение масс, их чаяния. Вторая причина, прямо вытекающая из первой, в том, что программа действий большевиков исходили из знания масс. Лозунги, выдвигаемые большевистской партией, более всего отражали желания народа: мир, земля крестьянам, власть Советам! Фундаментальные изменения в политической ситуации, сложившейся в России осенью 1917 года, назрели, и падение Временного правительства — закономерный итог развития этой ситуации».

Интересной представляется точка зрения итальянского историка и журналиста, одного из самых авторитетных специалистов по истории стран Восточной Европы Джузеппе Боффа, которая отражена в монографии «История Советского Союза»: «Идеалы, которыми руководствовались большевики, — пишет Джузеппе Боффа, –— заставляли их чувствовать себя наследниками всего самого передового, что было рождено человеческой мыслью. Большевики отменили все сословия и сословные деления, привилегии и ограничения, всякие звания, титулы, гражданские чины и объявили всех просто гражданами Российской Республики. Они провозгласили полное отделение церкви от государства, лишив религиозные общества и монастыри права собственности…»

Джордж Фрост Кеннан — американский дипломат, политолог и историк, утверждал, что «…мировоззрение, вдохновлявшее большевиков и приведшее их в конце-концов к власти, основывалось на вполне понятном желании уничтожить социальную несправедливость, экономическую эксплуатацию, обеспечить трудящимся машины, комфорт, безопасность, достойное положение в обществе, то есть дать им все, чего их лишала промышленная революция и капиталистическая система. Напряжение и беды последующих лет не должны дать нам забыть, что в тогдашних условиях это было благородной мечтой, искренней целью, разделявшейся десятками тысяч людей в России, проявлявших великую самоотверженность, примеров которой немного можно найти в современной истории».

Лидер испанских «еврокоммунистов» Сантьяго Каррильо утверждал: «Ленин был прав только наполовину потому, что сущность всех самых различных форм перехода к социализму заключается в гегемонии трудящихся, а само разнообразие и обилие политических форм открывает также возможность того, что в диктатуре пролетариата не будет необходимости».

Считаем также необходимым процитировать мнение Джона Рида. В марте 1919 года в США опубликована книга «10 дней, которые потрясли мир» — произведение об Октябрьской революции, соединяет художественное повествование, документы, публицистический комментарий. По мнению Рида, решающую роль в революции сыграл народ: «…Ленин и петроградские рабочие решили — быть восстанию, Петроградский Совет низверг Временное правительство и поставил съезд Советов перед фактом государственного переворота. Теперь нужно было завоевать на свою сторону всю огромную Россию, а потом и весь мир. Откликнется ли Россия, восстанет ли она? А мир, что скажет мир? Откликнутся ли народы на призыв России, подымется ли мировой красный прилив?».

Интересен взгляд человека посетившего революционную Россию и бывшего весомым авторитетом в мире художественной литературы того времени. Мы имеем в виду, конечно же, Герберта Уэллса, чьи воспоминания от встречи с Лениным могут подтолкнуть к размышлениям и о дне сегодняшнем и о задачах завтрашнего дня: «Ленин с откровенностью, которая порой ошеломляет его последователей, рассеял недавно последние иллюзии насчет того, что русская революция означает что-либо иное, чем вступление в эпоху непрестанных исканий. Те, кто взял на себя гигантский труд уничтожения капитализма, должны сознавать, что им придется пробовать один метод действия за другим, пока, наконец, они не найдут тот, который наиболее соответствует их целям и задачам, писал он недавно.
Мы начали беседу с обсуждения будущего больших городов при коммунизме. Мне хотелось узнать, как далеко пойдет, по мнению Ленина, процесс отмирания городов в России. Разорённый Петроград навеял мысль, которая раньше не приходила мне в голову, что весь внешний облик и планировка города определяются торговлей и что уничтожение ее, прямо или косвенно, делает бессмысленным и бесполезным существование девяти десятых всех зданий обычного города. «Города станут значительно меньше», — подтвердил Ленин. «И они станут иными, да, совершенно иными». Я сказал, что это означает снос существующих городов и возведение новых и потребует грандиозной работы. Соборы и величественные здания Петрограда превратятся в исторические памятники, как церкви и старинные здания Великого Новгорода и храмы Пестума. Огромная часть современного города исчезнет. Ленин охотно согласился с этим. Я думаю, что ему было приятно беседовать с человеком, понимавшим неизбежные последствия коллективизма, которых не могли полностью осознать даже многие его сторонники. Россию надо коренным образом перестроить, воссоздать заново…» (Герберт Уэллс. “Россия во мгле” 1920 год.)

Он один из известнейших английских исследователей, многие годы посвятивший изучению истории Советской России. Э. Карр писал:
«Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, и, вполне вероятно, историки будущего назовут её величайшим событием XX века. Историки ещё очень долго будут спорить и резко расходиться в своих оценках её, как это было в своё время с Великой Французской революцией. Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнёта, другие — проклинать за преступления и катастрофу. Русская революция была первым открытым вызовом капиталистической системе, которая в Европе к концу XIX столетия достигла своего апогея. То, что революция разразилась в разгар Первой мировой войны и частично была её результатом, вряд ли случайное совпадение. Война нанесла удар по международной капиталистической системе, сложившийся к 1914 году, и обнажила ее внутреннюю нестабильность. Революцию можно рассматривать и как следствие, и как причину упадка капитализма» («Русская революция от Ленина до Сталина. 1917 — 1929», М., «Интер – Версо», 1990. – 208 с.

По его мнению, к октябрю 1917 года власть буквально валялась под ногами.
«Военно-революционный комитет взял власть, когда она выпала из безжизненных рук Временного правительства и возвестил миру о победе революции».

Но в то же время Э. Карр подчёркивает закономерность революции.
«Буржуазная демократия и буржуазный капитализм по западному образцу, к которым стремились и надеялись меньшевики, не могли укорениться на российской почве, так что ленинская политика была единственно приемлемой с точки зрения текущей политики в России».

Два года назад, 7 ноября 2017 года в день столетнего юбилея Октябрьской революции, в московском пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась презентация книги известного историка, главы Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председателя правления фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова «Октябрь 1917».

«В течение нескольких месяцев на развалинах великой евразийской державы, находившейся под властью династии Романовых, возникло государство Советов, которым руководила партия большевиков», – обрисовал Вячеслав Никонов масштаб произошедшего.

Он напомнил, что обе революции 1917 года и последовавшую Гражданскую войну современными историками принято в последнее время объединять в один исторический акт – Великую русскую революцию. Никонов согласен с такой интерпретацией, но добавляет: в этом событии не было ничего великого, кроме трагедии страны и её народа. «Это была одна из самых драматических страниц отечественной истории», – уверен историк. «Русская революция оказалась национальным банкротством и мировым позором», – привёл он слова Петра Струве, написанные в 1918 году.

Об этом говорят прежде всего последствия тех событий. «За пять лет “Великой революции” экономика была отброшена на полстолетия назад. Страна понесла огромные территориальные потери в результате проигранной мировой войны. Последовавшая Гражданская война унесла 8 миллионов жизней. Погибла или была вынуждена покинуть страну значительная часть её интеллектуальной, творческой, военной, предпринимательской элиты», – рассказал Вячеслав Никонов.

Рассуждая о причинах тех событий, историк затронул очень важный вопрос: были ли у революции объективные причины? По его мнению, не было. Отвечая на один из последовавших вопросов, Вячеслав Никонов пояснил, что не верит в существование объективных сил истории. «Мы с вами были свидетелями многих революции: “Арабской весны”, украинского Майдана, “Революции роз” в Грузии, двух революций в Киргизии… – напомнил Вячеслав Никонов. – И у каждой этой революции есть имя и фамилия. Кто-то их всегда готовит. Не было в истории случаев, когда массы сами бы поднялись и сокрушили власть». Историк уверен: «Массы как движущая сила истории – большой миф». Рукотворна была и Февральская революция – её осуществила группа элиты, при этом представители этой группы, уверен Никонов, «не очень понимали природу власти той страны, которой они собирались управлять».

В то же время Октябрьская революция стала результатом нежизнеспособности и «фантастических провалов Временного правительства», практически никто из членов которого не обладал ни малейшим опытом управления государством. Временное правительство не только не озаботилось тем, чтобы придать легитимность своему управлению, оно предложило воюющей страной с очень сильными традициями централизованного управления крайнюю форму политического либерализма. «В политическом плане в 1917 году Россия стала – и это признавал даже Ленин – самой свободной в мире», – напомнил Никонов.

«Революция перевернула все классы традиционного российского социума, взорвала нравственные и духовные столпы общества, вывернула на поверхность глубинные пласты народного бессознательного с его бунтарским и анархическим началом. Страна оказалась во власти взбудораженного революцией народа, который почувствовал неограниченную свободу, понимаемую как отказ от самоограничения, и уставшего от войны», – резюмировал Вячеслав Никонов. Он назвал Великую русскую революцию «Революцией семечек», шелухой которых были буквально усеяны тогдашние русские города, – именно этот зримый символ общественной анархии чаще всего фигурирует в воспоминаниях очевидцев.

Объясняя причины успеха большевиков, Никонов полагает, что именно они дали наибольшую надежду. Рабочим они обещали заводы, солдатам – немедленный мир, крестьянам – землю. Это было созвучно общественным настроениям. Людям была безразлична идеология, большинству нужны мир, земля, элементарный порядок. Неслучайно во многих воспоминаниях читается одна и та же мысль: пусть к власти придёт кто угодно, только не Керенский, не Временное правительство.

Историк подчеркнул, что революция – это плод усилий конкретных личностей. «Октябрьскую революцию невозможно объяснить без Ленина и той самой организации революционеров, с помощью которой еще в 1902 году он собирался перевернуть Россию. Фактор Ленина был огромным. Он обладал мощнейшей волей к власти, которая превосходила волю всех его оппонентов. Под стать вождю была и его партия», – отметил Никонов.

«Дай нам бог, чтобы Революции стали достоянием только историков, ибо ещё одной революции страна не переживёт», – заключил Вячеслав Никонов.

Различные мнения россиян о причинах и последствиях революции 1917 года не должны приводить к расколу в обществе, заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева в ходе встречи с руководством Международного комитета исторических наук (МКИН).
По словам Васильевой, даже у историков существуют различные мнения о событиях 1917 года в России. Разброс мнений, по ее словам, связан с характером самой революции. Однако невозможно не признавать тот факт, что события 1917 имеют большое значение.

«Как Французская революция оказала серьезнейшее влияние на развитие мира в XIX веке, так и русская повлияла на весь ход мирового развития в ХХ веке. Для российских ученых и общественности очевидно, что драматическими последствиями революции стали Гражданская война и противостояние в России, унесшее (жизни) многих тысяч людей. И самое важное, чтобы сегодняшние различные мнения о революции не приводили к расколу в обществе, а шли в русле нормальной академической полемики», — приводит заявление Васильевой ТАСС.

Восприятие великих исторических событий, особенно таких как революции, не остаётся неизменным в обществе. Каждое поколение осмысливает их по-своему, акцентируя внимание на тех или иных аспектах, деталях, привнося новое толкование спорных вопросов. Процесс этот не прост, диалектичен. С одной стороны, большое видится на расстоянии, что позволяет, не отвлекаясь на второстепенные, мелкие черты, стёртые временем, увидеть и познать сущностные характеристики общественных явлений. В то же время картины прошлого часто искажаются в свете идеологических постулатов, политических технологий, классовых интересов, характерных для общества на том или ином этапе его развития.
Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов https://inance.ru/, http://fondedin.ru/, https://sputnik-georgia.ru/

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.